Ирина Новикова
Использование наглядного моделирования при заучивании чистоговорок, потешек, стихотворений
▼ Скачать
Использование наглядного моделирования при заучивании
чистоговорок, потешек, стихотворений.
Слайд 2
Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Воспринимая поэтические образы, дети подучают эстетическое наслаждение. В. Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка.» Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики. Детей привлекает к себе мир звуков. В стихотворении рассматривают две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность). Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание. Поэтому хорошо и запоминаются стихи, в которых налицо образность, предметность, лаконизм.
Публикация «Использование наглядного моделирования при заучивании чистоговорок, потешек, стихотворений» размещена в разделах
- Потешки для детей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Чистоговорки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Слайд 3
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания. При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы наглядного моделирования облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Слайд 4
Что такое пиктограммы? Пиктограмма - это знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объектов, предметов, явлений, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Пиктограммы - это простые рисунки и символы, которые понятны и взрослым, и детям, и людям, говорящим на разных языках
Слайд 5
Актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том что: 1. Пиктограммы облегчают детям с ОНР овладение связной речью. 2. Пиктограммы используют естественные механизмы памяти, увеличивают объём памяти, развивают речемыслительную деятельность детей 3. Использование метода пиктограмм повышает интерес к занятиям.
Слайд 6
Метод пиктограмм является одной из составляющих метода наглядного моделирования и является одним из наиболее перспективных методов реализации речевого воспитания. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но и имеют возможность её видеть.
Слайд 7
Азбука символов. Каждый педагог может создать для себя азбуку символов /пиктограмм/, которой он будет пользоваться в работе. Например: 1. Символы для обозначения предлогов
Слайд 8
Пиктограммы для обозначения слов – предметов.
Слайд 9
Пиктограммы для обозначения слов – действий
Слайд 10
Этапы обучения работе с пиктограммами. 1. Ознакомление ребёнка со знаком – символом. 1а. Идентификация символа /опознать символ и соотнести с реальным предметом/.
Слайд 11
б). Выбор двух одинаковых пиктограмм из ряда других.
Слайд 12
в. Идентификация символа с реалистическим изображением.
Слайд 13
д. Выбор нужной пиктограммы из ряда других. «Покажи». Показать пиктограмму, названную логопедом.
Слайд 14
Д. Конструирование фразы с помощью пиктограмм. / В лесу медведь, ёжик и зайчик. / / Дедушка купил грибы и яблоки. /
Слайд 15
1ё. Выбор из нескольких фраз той, которую назвал логопед. / Мышка убегает от кошки. /
Слайд 16
2. Алгоритм установления связи между изображением предметов и их функцией.
а. Составить из пиктограмм пару /предмет-действие/.
Слайд 17
б. Выбрать те пиктограммы, которые относятся к одной тематической группе.
/Выбрать пиктограммы, изображающие диких животных/
Слайд 18
в. Найти и исправить ошибку в паре пиктограмм. / Лягушка бегает – мышка скачет, дерево светит- солнце растёт и т. д. /
Слайд 19
г. Составить логические цепочки.
Слайд 20
д. Составление рассказа из 2-3 предложений с помощью пиктограмм.
Слайд 21
Этапы работы над стихотворением : Выразительное чтение стихотворения. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемосхему или мнемотаблицу. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу. Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Слайд 22
Зайку бросила хозяйка - Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок. Зайка А. Барто
Слайд 23
Стихотворение : Жил –был грибочек…
Слайд 24
Осень, осень к нам пришла.
Слайд 25
На сегодняшний день существует огромное количество готовых мнемотаблиц к стихам, скороговоркам и потешкам. В зависимости от возрастных особенностей детей они выполнены в цветном или чёрно-белом исполнении. Рассмотрим некоторые из них.
Вот идет Алиса в сад. Скоро будет листопад. Слива там и абрикос, На скамейке – сонный пес. Там краса и чудеса: Солнце, киска и роса, У скамейки стол стоит, Самовар на нем свистит. Вот в песочнице песок, Самосвал там и совок, Рядом с ними самокат. Ах, какой прекрасный сад!
Слайд 26
Мишкин сон
Слайд 27
Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки. Увидала комара, Закричала: ква-ква- ква. Я сосульку не сосу, Я ее домой несу. Стало ей от солнца жарко – Мне ее ужасно жалко. Пусть все лето, целый год В холодильнике живет!
Слайд 28 скороговорка
В миске у киски колбаса
Слайд 29 скороговорка
Ветер ёлками шумит. А навстречу ему волк, На ежа зубами – щёлк! Ёж иголки показал, Ёжик наш домой спешит Волк со страху убежал.
Слайд 30
Коровушка, коровушка, Рогатая головушка! Малых деток не бодай, Молока им лучше дай! Потешка В. Берестов
Слайд 31
Потешка * * * Ваня, Ваня-простота, Купил лошадь без хвоста, Сел задом наперёд И поехал в огород.
Слайд 32
Слайд 33
Холодно О. Высотская Кто мяукнул у дверей? - Открывайте поскорей! Очень холодно зимой. Мурка просится домой.
Слайд 34
В среднем дошкольном возрасте (от 4 до 5 лет) тематика стихотворений становится разнообразнее и охватывает разные сферы жизни ребенка (природа, семья, детский садик). Для заучивания наизусть выбираются стихи, объем которых составляет два четверостишия. Картинки используются цветные и выстраиваются в виде мнемодорожек.
Считалка * * * Серый зайка Вырвал травку, Положил её на лавку. Кто травку возьмёт, Тот и вон пойдёт.
Слайд 35
Солнышко Г. Бойко Тучка прячется за лес, Смотрит солнышко с небес. И такое чистое, доброе, лучистое! Если б мы его достали, Мы б его расцеловали!
Слайд 36
В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 7 лет) увеличивается объем стихотворений, усложняется их содержание и художественные средства. На данном этапе используются мнемотаблицы, где можно использовать сначала цветные картинки, но постепенно вводить схематичное нецветное изображение – символы, а также цифры и буквы.
* * * М. Ивенсен Падают, падают листья - В нашем саду листопад… Жёлтые, красные листья По ветру вьются, летят. Птицы на юг улетают - Гуси, грачи, журавли. Вот уж последняя стая Крыльями машет вдали.
Слайд 37
Посидим в тишине
Слайд 38
1 Апельсин Мы делили апельсин. Много нас, а он один. Эта долька для ежа, Эта долька для чижа, Эта долька для утят, Эта долька для котят, Эта долька для бобра, А для волка – кожура! Он сердит на нас – беда! Разбегайтесь кто куда!
Слайд 39
Хрюша обижается В. Орлов
У пуделя новый лиловый берет, У козлика красный, атласный жилет, У курицы бантик, у кошки сапожки, У двух петухов по гармошке. Все очень довольны, А хрюша сердита. В слезах отвернулась Она от корыта: Ей хочется новый лиловый берет, Ей хочется красный атласный жилет, Ей хочется бантик, сапожки, И две петушиных гармошки. Но только о ней не подумал никто Ей дали не то, Совершенно не то! А то, что она не любила - Ей дали мочалку и мыло.
Слайд 40
Ромашка М. А. Познанская На лугу у той дорожки, Что бежит к нам прямо в дом, Рос цветок на длинной ножке – Белый с жёлтеньким глазком. Я цветок сорвать хотела, Поднесла к нему ладонь, А пчела с цветка слетела И жужжит, жужжит: «Не тронь!»
Слайд 41
? Сказка на стекле Т. Шорыгина
На стекле мороз начертил узор, Серебром нанес белый пышный бор. Рано поутру подойду к окну, Буду в том бору слушать тишину. Чудится ли мне? Или снится сон? Мчусь я по лыжне, слышу сосен звон, Вьется по снегу свежий лисий след, Тает на лугу розовый рассвет. И дрожит во мгле белый дым берез - Сказку на стекле начертил мороз.
Слайд 42
Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что наглядное моделирование, а конкретно мнемотехника является действенным методом в обучении детей с ОНР. И чем раньше начать обучать детей рассказывать, пересказывать и заучивать стихи, используя данный метод, тем лучше мы сможем подготовить их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Спасибо за внимание!
Литература:
1. Агаева Е. Л. Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования : Автореф. Дис. канд. психол. наук. М., 1984 .
2. Венгер Л. А., Дьяченко О. М «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» М-1994г.
3. Журнал «Воспитатель» 4 / 2010г. «Наглядное моделирование в развитии связной речи детей»
4. Ткаченко Т. «Использование схем в составлении описательных рассказов»
5. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой» М-1999г.
6. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. «Занятия по развитию речи в детском саду» М-1993г.
7. 5. Розова Ю. Е., Коробченко Т. В. «Развиваем речь. Тренируем память: Использование приемов мнемотехники в работе логопеда.