Екатерина Булгакова
Использование наглядного моделирования как средства обучения элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать +Заказ
В настоящее время неуклонно растёт количество детей с общим недоразвитием речи. И если всего лишь несколько лет назад основной контингент логопедических групп составляли дети с заключениями ТПМПК ОНР III уровня, то сейчас бо льшая часть группы – дети с ОНР I и II уровня. Общее недоразвитие речи (ОНР) - нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.
Публикация «Использование наглядного моделирования как средства обучения элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
Одним из наиболее эффективных методов коррекционной работы является наглядное моделирование. Моделирование - это современный наглядно-практический метод обучения, в основе которого лежит принцип замещения, помогающий ребенку зрительно представить многие абстрактные понятия. Это особенно важно для дошкольников, т. к. наглядный материал в этом возрасте воспринимается значительно лучше вербального (Т. В. Егорова; А. Н. Леонтьев).
Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым. Суть метода заключается в использовании модели (заменителя, в роли которого могут выступать геометрические формы, схемы, чертежи, планы, условные обозначения, стилизованные и силуэтные изображения, пиктограммы, другие предметы. Схематизированный образ отражает наиболее существенные связи и свойства предметов.
Схемы и модели различных структур (звуки, слоги, слова, предложения, тексты, используемые в работе с детьми, постепенно приучают их к наблюдению за языком. Они помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте. Это пробуждает интерес к словам, звукам речи, коммуникации, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка. При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть её элементы, практически с ними действовать, используя заменители. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.
Преимущества использования метода наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми 5-7 лет с ОНР:
1. Включение нескольких анализаторов: зрительного, слухового, тактильного;
2. Вычленение основного, главного;
3. Ускорение, облегчение процесса запоминания и усвоения материала;
4. Активизация внимания и активности детей, пробуждение интереса к деятельности.
Задачи формирования фонематического анализа и синтеза, реализуемые посредством метода наглядного моделирования:
1. Знакомство детей с понятием «слово», с его протяжённостью и структурой, формирование навыка выполнения слогового анализа слов;
2. Интонационное выделение звука в слове, называние слова с заданным звуком, определение позиции звука в слове и соотнесение со схемой, изображение с помощью зрительных символов гласных и согласных звуков, различение звуков по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости, вычленение словесного ударения, различение ударных и безударных гласных;
3. Формирование навыка анализа и синтеза слов, подбора слов к заданной звуковой модели;
В подготовительной к школе группе дети учатся анализировать и синтезировать предложения. Благодаря использованию наглядных моделей ребята конкретизируют образы слов, выполняя анализ предложения с применением условно-графических схем. Это способствует подготовке к обучению грамоте, общему речевому и интеллектуальному развитию. Без неё представление о слове у ребёнка носит неопределённый характер, а умение проводить анализ словесного состава предложения развивается очень медленно.
При анализе и синтезе предложений метод наглядного моделирования помогает решать следующие задачи:
1. Знакомство детей с представлениями о «словах-предметах», «словах-действиях», «словах-признаках», маленьких словах (предлогах, вводится их графические изображения;
2. Формирование навыка анализа и синтеза предложений, графического изображения предложения, придумывание предложений по схеме.
3. Моделирование представлений о взаимоотношениях между понятиями рассказ (текст, предложение, слово, слог, звук.
Для оптимизации коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР в своей работе активно использую метод наглядного моделирования посредством различных дидактических игр и пособий, в том числе и авторских. Перечислю некоторые из авторских:
1. Дидактическая игра «Цветные человечки».
Цель: дифференциация понятий «гласный-согласный», «твердый-мягкий», «звонкий-глухой» звук. Описание пособия. Это 5 нарисованных на плотном картоне человечков: 2 синих, 2 зелёных (из них по одному каждого цвета с жёлтым колокольчиком, 1 красный. Для игры на начальных этапах обучения (старшая группа) я предлагаю детям схему ответа (человечка, опираясь на которую им легче построить речевое высказывание.
2. Дидактическое пособие «Отгадай, что за звук?»
Цели: дифференциация понятий «гласный-согласный», «твердый-мягкий», «звонкий-глухой» звук, развитие мелкой моторики, мышления, памяти, внимания. Описание пособия. Плотный картон прямоугольной формы, размером с половину тетрадного листа, разделённый на 5 секторов: крайний слева прямоугольный – красного цвета, оставшийся большой квадрат разделён на 4 квадрата: 2 синих и 2 зелёных. На одном синем и на одном зелёном квадрате приклеено по маленькому желтому колокольчику, фишка нейтрального цвета. Методика работы с пособием. Логопед называет звук, а дети кладут фишку на сектор, соответствующий характеристике названного звука. Использую в старшей группе на этапе знакомства со звуком и для закрепления ранее изученных. Усложнение - добавив цифры от 1 до 5 по несколько штук каждой, определяем количество звуков в слове.
3. Дидактическое пособие «Звуковой анализ слов».
Цели: звуковой анализ и синтез слов, усвоение последовательности звуков в слове. Описание пособия. Это пеналы и коробочки с фишками (синие - согласный твёрдый звук, зелёные - согласный мягкий, красные - гласный звук). При проведении звукового анализа слов я использую различные материалы красного, синего, зелёного цветов: пробки от пластиковых бутылок, фигурные от детского пюре в форме цветочка, бигуди на «липучках», лента Велькро (липучка для одежды) и коврограф для их прикрепления, пуговицы, прищепки, бусины, камушки Марблс, магниты, губки для мытья посуды, шестигранную мозаику, резинки и детские заколки-крабики для волос, снежинки от новогодних ёлочных бус и многие другие предметы.
4. Дидактическая игра «Разноцветные поросята».
Цель: дифференциация понятий «гласный-согласный» звук, «твердый-мягкий», «звонкий-глухой» звук. Описание пособия. Это пластиковые разъёмные в горизонтальной плоскости формы в виде поросят. Дети дарят им картинки или игрушки от киндер-сюрпризов: красному поросёнку-с заданным гласным звуком, синему-с согласным твёрдым, зелёному-с согласным мягким звуком.
Таким образом, применение метода наглядного моделирования является важной составляющей развития аналитико-синтетических процессов у детей с ОНР.