Игнатьева Ольга
Использование наглядно-игрового мнемотехнического пособия «Круглый год»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование наглядно-игрового мнемотехнического пособия "Круглый год" на занятиях по формированию связной речи у дошкольников.
Данная разработка создавалась с целью раскрытия опыта использования авторских наглядно-игровых пособий на занятиях по формированию связной речи.
Пособие «Круглый год» знакомит ребенка с изменениями, происходящими в природе и жизни людей в разное время года. Ориентировано на дошкольников 4-6 лет. Может использоваться на подгрупповых и индивидуальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на коррекционных занятиях учителей-логопедов и дефектологов.
Публикация «Использование наглядно-игрового мнемотехнического пособия „Круглый год“» размещена в разделах
Пособие состоит из 6 подвижных кубиков (10*10см, закрепленных в деревянной раме. В пособии схематично отражены основные особенности сезонов («Название сезона», «Погода», «Растительный мир», «Животный мир», «Сезонная одежда», «Деятельность человека»)
Пособие многофункционально :
• работа с использованием всех кубов пособия : рассказывание по готовому плану – схеме, поиск несоответствий данному в задании времени года, самостоятельный отбор картинок для описания, сравнительные рассказы о сезонных изменениях.
• работа по одному из кубов позволяет составлять рассказы по узким темам: «Приспособления животных к сезонным изменениям в природе», «Жизнь растений».
Инновационный характер пособия заключается в целесообразном слиянии наглядности (С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин, плана высказывания (Л. С. Выготский) и практических действий. Действуя с ним, дети получают возможность использовать три сенсорных канала (кинестетический, визуальный, аудиальный). Данное пособие индивидуализирует коррекционный процесс: позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка в области познания. Используемые в пособии приемы мнемотехники ориентированы на наглядно – образное мышление детей дошкольного возраста.
Авторское наглядно – игровое пособие обладает целым рядом несомненных достоинств, позволяющих широко применять данный материал как в практике педагога, так и в семье:
• доступность переводит учебную ситуацию в план знакомой и любимой игры, поддерживает положительный эмоциональный фон на занятиях;
• вариативность использования позволяет индивидуально подойти к особенностям восприятия разных детей, осуществить ненавязчивое повторение и закрепление нужных учебных навыков;
• богатство лексического содержания игр создаёт необходимую базу для развития языкового вкуса и чутья, обогащения картины мира и развития мышления воспитанников;
• высокий уровень оформления наглядно - игрового пособия стимулирует процесс освоения языкового материала, способствует развитию эстетического вкуса и творческого мышления.
• Наглядные пособия – это бесценный источник знаний для детей. Ребенок учится сравнивать, находить закономерности. У него развивается наблюдательность, связная речь, интерес к окружающему миру.
Варианты игр с использованием наглядно- игрового пособия «Круглый год».
«Составление описательного рассказа по опорным картинкам».
Цель: дать детям представления об особенностях климатической зоны проживания, упражнять в умении рассказывать о временах года с использованием наглядных пособий связно, в логической последовательности, формировать представления о причинно-следственных связях и закономерностях в явлениях природы.
Логопед предлагает детям прослушать рассказ о сезоне, по ходу рассказа обращая их внимание на картинки-схемы. После прослушивания предлагает детям объяснить, что обозначает каждая картинка. После декодирования дети составляют рассказ по цепочке, самостоятельно.
ПРИМЕРНЫЕ ОБРАЗЦЫ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ
С ОПОРОЙ НА ПОСОБИЕ «КРУГЛЫЙ ГОД»
«Весна»
Наступила весна. Весной солнце начинает припекать. На улицах капель. Бегут ручейки, по которым дети пускают кораблики. На деревьях набухают почки, а потом появляются листочки. Расцветают тюльпаны, нарциссы и ещё много разных цветов. Весной прилетают птицы: грачи, ласточки, соловьи. Птицы весной вьют гнезда. Люди надевают весеннюю одежду: легкие куртки, вязаные шапки, резиновые сапоги. Начинаются полевые работы: люди сажают на огородах овощи. Мне нравится весна, потому что весной красиво!
«Зима»
Наступила зима. Зимой день становится короче, а ночь длиннее. Дуют холодные ветры, метут метели. Зимой деревья стоят голые, только зеленеют ели. В лесу жизнь не замирает. Дикие животные охотятся, но медведь и еж впадают в спячку. Люди надевают теплую зимнюю одежду: шубы, валенки, меховые шапки, варежки.
«Осень»
Наступила осень. Выделяют три периода осени: ранняя (кое-где появляются первые желтые листья, золотая осень (все деревья стоят в золотых нарядах, еще тепло, ярко светит солнце, поздняя осень (пасмурно, листья с деревьев облетели, льют холодные нудные дожди). Осенью небо покрыто тяжелыми тучами, идут холодные моросящие дожди. Листья желтеют и облетают. Созревают овощи и фрукты. Звери готовятся к зиме: делают запасы на зиму, меняют шубку. Птицы улетают в теплые края. Пропадают насекомые. Люди надевают осеннюю одежду: куртки, вязаные шапки, резиновые сапоги, перчатки. В лесу люди собирают грибы, делают домашние заготовки (компоты, варенье, соленья).
«Лето»
Наступило лето. Ярко светит солнце, жарко, идут теплые дожди. Всюду зеленая трава, много цветов. На деревьях зеленые листья. В лесу много ягод и грибов: земляника, черника, малина; сыроежки, подберезовики… Летают бабочки, стрекозы, много жуков. Весело поют птицы. Люди носят сарафаны, шорты. Купаются в речке. Играют в песочнице, катаются на велосипедах. Хорошо летом!
«Что изменилось?» проводится после беседы об особенностях какого-либо времени года.
Цель: активизация памяти и речи ребенка, обогащение словарного запаса.
Логопед переворачивает один или несколько кубиков. Задача детей, угадать, что изменилось и доказать, почему эта картинка не подходит к заданному времени года.
«Когда это бывает?» Варианты игры зависят от коррекционных целей (развитие
зрительного или слухового внимания). В кабинете расставлены сюжетные картины, отражающие времена года.
С пособием действует педагог. В первом варианте педагог закрывает смайликом первую картинку с названием сезона. Глядя на оставшиеся пять кубиков, дети должны догадаться, какое время года загадано и подойти к сюжетной картине, изображающей данный сезон. Рассказать, по каким признакам они выбрали эту картину.
Во втором варианте ведущим является ребенок. Сидя за ширмой, он описывает признаки сезона, опираясь на мнемотехническое пособие. Задача игроков – найти сюжетную картину с изображением загаданного времени года, ориентируясь на услышанное описание.
«Составление описательно-повествовательных (творческих) рассказов по заданной теме». Самый сложный тип связных высказываний, требующий синтеза всех ранее усвоенных знаний. Рассказ составляется по узкой теме.
Цель: уточнение и расширение словаря по теме «Времена года». Развитие связной речи, обучение составлению описательно-повествовательных рассказов о временах года (о сезонных изменениях в животном и растительном мире).
Педагог предлагает детям начало истории: Однажды холодной, вьюжной зимой в берлоге родился маленький медвежонок. Всю зиму он грелся около своей мамы, а с первыми лучами солнца…Задача детей, составить рассказ о приключения маленького медвежонка по плану: Летом в лесу. Подготовка к зиме. Опять в берлогу.
Авторские наглядно – игровые пособия были апробированы на базе МБДОУ «Д/с №2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи» в средней и выпускной группах при обучении связной речи дошкольников с ОНР.
Практическая значимость разработки:
• Возможность применения описываемых наглядно – игровых пособий в практике дошкольного образования в процессе обучения и воспитания дошкольников;
• Используемые мнемотехнические приемы позволяют воспитанникам овладевать учебной программой с радостью, с соблюдением требований здоровьесбережения.
• Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает
время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления.
Авторскому пособию «Наглядно-игровые пособия по развитию связной монологической речи у дошкольников с речевым недоразвитием» присвоен гриф «Допущено Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики» в качестве методического пособия для дошкольных образовательных» в качестве методического пособия для дошкольных образовательных учреждений».