Марина Бухарова
Использование музыкотерапии на совместных занятиях «родитель — ребёнок»
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективным методом психокоррекционной работы с детьми с СДВГ являются совместные занятия.
На первом занятии
– знакомство с музыкальными инструментами вместе с мамой, изучение звучания каждого из них (бубен, металлофон, барабан, треугольник, трещотка, маракас). Домашнее задание – завести тетрадку и в ней описать звучание каждого инструмента (какой инструмент, на что похоже звучание).
Публикация «Использование музыкотерапии на совместных занятиях „родитель — ребёнок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Темочки
На втором занятии
– обсуждение домашнего задания. Например, мама сказала, что они с дочкой решили так: «звук барабана похож на дятла, звучание металлофона на высоких нотах похоже на птичку, а на низких – на шаги медведя; звук трещотки - на сороку, маракаса – на шум моря, бубна – на прыжки зайца, треугольника – на колокольчик». Для того, чтобы закрепить представления девочки об эмоциях и чувствах, мы беседовали об эмоциях, о том, какие бывают эмоции (радость, грусть, злость, страх, удивление, спокойствие, изображали эмоции с помощью музыкальных инструментов. Домашнее задание – выписать в тетрадку те названия эмоций, о которых была беседа, подобрать цвет для каждого эмоционального состояния (нарисовать в тетради напротив каждого чувства цветовое пятно).
На третьем занятии
– обсуждение домашнего задания. Например, Лида в процессе беседы сказала, что «радость, жёлтого цвета, она похожа на солнышко; грусть – синего цвета, злость – красная, потому что человек, когда злится краснеет, как помидор; страх – чёрного цвета, потому что страшно, когда темно, кажется, что в темноте кто-то есть; удивление – оранжевое, а спокойствие – зелёного цвета, как травка, на ней хочется полежать, отдохнуть».
Далее было предложено придумать сказку, основными персонажами которой будут чувства, и представление её с помощью музыкальных инструментов. Лида с мамой с увлечением принялись придумывать сказку. С помощью наводящих вопросов и алгоритма, предложенного им, получилась замечательная сказка: «Собрались как-то раз все эмоции вместе и стали решать, кто из них главней. «Я самая главная!», сказала Радость. «Если меня не будет, то жизнь всех людей будет безрадостной и унылой. Ведь как радостно и весело играть в догоняшки, бегать по парку вместе с собакой, есть мороженое».
«Нет, главная - я!», - сказала Грусть. «Потому что люди не могут постоянно радоваться, иногда нужно и погрустить. А когда ты грустишь, то мама начинает беспокоиться и спрашивать, всё ли в порядке. Тогда можно спокойно посидеть с мамой рядышком на диване и почитать книжку».
«Нет, главной здесь буду я!», - сказала Злость. «Ведь когда я появляюсь, люди становятся злыми и страшными».
«Это правда!», - подтвердил Страх. «Нас все боятся, значит, мы важнее и главнее вас всех». Так прошёл ни один час, а эмоции всё спорили и спорили. И только удивление выглядывало из-за угла и всё удивлялось про себя: «Какие глупые, ведь всем понятно, что главная – я! Ведь люди постоянно удивляются: «Ах, какой чудесный день», «А какой удивительный цветок!» и т. д.
И только Спокойствие с присущим ему спокойствием примирило все эмоции: «Друзья мои, давайте не будем ссориться! Каждая из нас важна для человека. Без нас люди не смогут радоваться, грустить, злиться, удивляться, успокаиваться, а значит все эмоции нужны, все эмоции важны». После сочинения сказки мама с Лидой проиграли её с помощью музыкальных инструментов. Так в роли «радости» был треугольник, в роли грусти – металлофон, страх проигрывали с помощью барабана, злость - посредством трещотки, а удивление – с помощью маракаса.
Домашнее задание – вспомнить и записать в тетрадку сказку, придуманную на занятии.
На четвёртом занятии
– обсуждение домашнего задания. Музыкальные загадки: задание выполнялось по очереди, сначала девочка задумывала какое-нибудь чувство и изображала его с помощью музыкальных инструментов, а мама отгадывала, какое это чувство, потом мама загадывала, а дочь отгадывала. Домашнее задание – изобразить в тетради те чувства, которые были загаданы в виде линий разного цвета.
На пятом задании
- обсуждение домашнего задания. Изображение бытовой сценки с помощью музыкальных инструментов. Например, «случай в магазине»: мама с дочерью пришли в магазин, девочка просит купить ей куклу. Надо изобразить разговор, используя музыкальные инструменты. Затем изобразить другую бытовую сценку: «уборка», когда мама просит дочку прибраться в своей комнате. После выполнения задания были предложено ответить на вопросы психолога:
- «Как вы думаете, инструменты слышат друг друга?». Мама ответила утвердительно.
- «Чем завершился диалог?» Мама сказала, что «мы научились договариваться друг с другом».
На шестом занятии
– подведение итогов всего курса занятий. Мама поняла, что она теперь намного лучше стала понимать свою дочь, оказывается, раньше она её практически не слышала. Мама девочки так же сказала, что «дома дочка часто просит включать музыку, с удовольствием слушает ёё, танцует, привлекая всех членов семьи, а затем садится «рисовать музыку». Дочка стала более спокойная и внимательная».