Ольга Разживина
Использование мультстудии в системе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста
С внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования для каждого педагога актуален вопрос поиска и применения в своей работе современных коррекционно-образовательных технологий, которые были бы интересны детям, соответствовали их возрасту, а учитель-логопед решал бы коррекционные задачи.
Особенности детей с ОВЗ в речи сказываются на восприятии личности ребенком, его становлении в обществе, а также развитии интеллекта и психики.
Публикация «Использование мультстудии в системе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мультипликация, анимация. Создаем с детьми мультфильмы
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
Использование мультипликаци в логопедии с детьми оказывает развивающее действие на воспитанников с возможностью коррекции. Это позволяет демонстрировать материал наглядно и ненавязчиво, способствуя повышению его восприятия и усвоения не только для детей с нарушениями речи, но и с нормой речевого развития.
Создание мультсказок помогает :
• расширить словарный запас детей в целом;
• расширить применение терминов в сфере мультипликации;
• проработать навыки произношения на лексиконе, свойственном при создании мультипликации;
• совершенствовать психологическую сторону мышления ребенка.
Рассмотрев возможные варианты, изучив инновационные подходы, мы остановились на программе STEM-образования на модуле Мультсдудии «Я творю мир».
Анализируя все достоинства данной технологии в детском саду мы разработали методические рекомендации и серии конспектов занятий к этому модулю.
Мультстудия в коррекционной педагогике имеет новое направление в работе с детьми с ОВЗ. Это разнообразная форма работы не только с детьми, которые имеют проблемы в речевом развитии, но и в нарушении коммуникативных навыков. Это развивающий и образовательный метод, при котором коррекция речи ребенка происходит активно и познавательно. Посредством коллективного создания мультфильмов дети «дают жизнь» своим героям, развивают представления об окружающем мире, учатся взаимодействовать друг с другом и со взрослыми.
Процесс создания мультфильмов значительно ускоряет развитие речевых и коммуникативных навыков детей, ведь речь мультипликационных героев должна быть правильной и понятной для зрителей. Дети следят за своей речью, озвучивая героев, что ускоряет процесс автоматизации поставленных звуков, делает речь детей более правильной с грамматической точки зрения. Мультипликация - означает оживление персонажей. Во время создания мультфильма ребёнок не только знакомится с профессиями мультипликации, но и может попробовать себя в качестве художника-мультипликатора, оператора, актёра, озвучивающего персонажа, познакомиться с разными видами творческой деятельности.
Все это позволяет углубленно познакомиться со смежными сферами мультипликации : литературой, а именно стилистикой текстов и правилами написания текстов. Творческий подход в мультипликации позволяет развивать формирование навыков общения, а также развивать актерские способности.
Чтобы реализовать возможности применения мультипликации в логопедической работе дошкольного учреждения, необходимо приобретение специального оборудования: портативный компьютер, мультимедийный проектор, фотоаппарат и стол для рисования песком – все это позволяет в полной мере задействовать весь потенциал для работы инновационного проекта.
Проанализировав возможности, оценив достоинства и новизну данной технологии, мы наметили этапы коррекционно-развивающей работы в мультстудии.
Наше дошкольное общеобразовательное учреждение ведет коррекционную работу с детьми не только учитель-логопед и воспитатель, но и педагог-психолог. При интеграции из используемых воспитателями и специалистами методик и приемов выбирается та, которая на момент организации работы наиболее удовлетворяет потребности детей.
Вся работа носит системный и поэтапный характер.
1 этап. «Творческий».
Учитель-логопед с детьми обговаривает сюжет, дети придумывают и лепят из пластилина своих героев, которые в последствии будут являться персонажами мультсказок.
2 этап. «Подготовительный».
Дети совместно с учителем-логопедом, воспитателями и родителями придумывают и изготавливают персонажей, декорации для постановки сказок, пособий. Это позволяет выстроить совместную работу в системе воспитанник-родитель и способствовать их взаимодействию.
3 этап. «Речевой».
На третьем этапе создания мультсказок дети знакомятся с процессом съёмки, где дети узнают, что это очень кропотливая работа, требующая хорошей памяти и точности движений рук. Дети совместно с родителями и с учителем-логопедом дорабатывают сказку.
Идет работа над выработкой нужной интонации, эмоциональностью.
Голосами детей записываются звуковые дорожки, которые можно всегда прослушать и исправить, не боясь допустить ошибку. Это позволяет детям не бояться ошибаться и исправлять созданное.
4 этап. «Заключительный».
Четвёртый этап создания подразумевает процесс компоновки отснятых кадров в определенной последовательности, наложение музыкальных и речевых дорожек. Помимо этого, определяется скорость воспроизведения полученного мультфильма, что позволяет детям с полной ответственностью подходить к созданию своего первого творческого проекта.
Финалом проделанной работы является показ мультсказок с использованием созданных декораций, персонажей, озвученных детьми, участниками проекта для детей других групп. Процесс создания мультипликации становится для детей очень захватывающим и увлекательным.
В своей работе мы используем не только чистоговорки, но и другие сюжеты, основанные на русском народном творчестве: потешки, небылицы, считалки, заклички и сказки, которые помогают стимулировать развитие и фонетики речи.
В результате работы с детьми я стараюсь использовать подход, при котором дети не догадываются, что процесс создания мультсказок является воспитательным. Моя задача предоставить им свободу творчества и избавить от страха допустить ошибку. Итогом этого игрового процесса является радость воспитанников от собственных действий, ощущение того, что они могут побывать в роли взрослых и обозначать свою принадлежность к действию и обществу в целом.
Основная идея мультстудии – всесторонне, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.
Совместными усилиями педагогов, детей и родителей в мультстудии пополнялась развивающая предметно-пространственная среда различными декорациями к созданию мультфильмов.
Участие родителей в создании творческого проекта позволяет им не только прочувствовать важность данного воспитательного процесса, но и побывать самим в качестве сценаристов, критиков и мульт-экспертов, способных оценить характеристику придуманных героев, их поступки и чувства. Они могут помочь в проведении опроса после просмотра, создании сценария и набросках идей для персонажей, которыми могут быть прототипами известных сказочных героев.
В нашем дошкольной образовательной организации организован родительски клуб, где дети и родители собираются один раз в месяц для создания мультфильма, в котором воспитанники выступают в роли наставников и с удовольствием показывают свои навыки работы в мультипликации. В данной форме работы чётко прослеживается желание каждого ребёнка проявлять свои способности.
Результатами проекта являются:
• формирование знаний о мультипликации : подготовке, работе в течение всего процесса;
• приобретение навыков написания сценария, озвучки и съемочному процессу в целом;
• расширение словарного запаса у детей;
• улучшение фонетических навыков участников;
• совершенствование мышления, внимания и воображения;
• развитие мелкой моторики и творческого подхода в организации процесса;
• умение искать компромисс, работать в команде.
Таким образом, мультипликационная студия и мультипликация – совсем новое, современное начинание в нашем дошкольном образовательном учреждении, объединившее вокруг себя всех участников педагогического процесса: детей, родителей, воспитателей и специалистов ДОО. Благодаря новому образовательному пространству в нашем дошкольном учреждении появились более эффективные, современные способы логопедической работы с дошкольниками, связанные с использованием средств мультипликации.
Список литературы
Анофриков, П. И. Принципы работы детской студии мультипликации [Текст] / П. И. Анофриков. – М. : Просвещение, 1990. – 174c.
Велинский, Д. В. Технология процесса производства мультфильмов в технике перекладки (методическое пособие) [Текст] / Д. В. Велинский. – Новосибирск, 2008. – 59 c.
Тихонова, Е. Р. Рекомендации по работе с детьми в студии мультипликации [Текст] / Е. Р. Тихонова. – Детская киностудия «Поиск», 2011. – 59 с.