Получи документы

Использование моделирования в формировании навыков самостоятельного рассказывания у детей мигрантов

Кристина
Использование моделирования в формировании навыков самостоятельного рассказывания у детей мигрантов
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время проблема обучения детей, имеющих нарушения речи и овладевающих русским языком как вторым, является актуальным в связи с расширением международных контактов, так и с происходящими в последние годы миграционными процессами. Развитие речи становится все большей проблемой современного общества. Конечным результатом обучения языку, является связная речь.

Формирование связной речи у детей мигрантов – изначально очень сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи.

Темочки:

Большое значение имеет ранняя диагностика различных анатомий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка мигранта в школу или же в младших классах, их трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости и коммуникации ребенка мигранта. Если же отклонения обнаруживают у ребенка мигранта в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя педагогическая и в некоторых случаях медицинская коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе ребенка в этой категории.

Известно, что в 2,5 – 3 года при нормальном речевом развитии ребенок уже имеет определенные речевые навыки общения. Однако для определенной категории этих детей характеры недостатки речевого развития. Анализируя самостоятельные высказывания таких детей, можно выделить следующие общие закономерности:

- позднее появления речи;

- ограниченный словарный запас;

- грубые нарушения грамматического строя;

- выраженные недостатки звукопроизношения и фонемообразования.

В современных исследованиях, посвященных проблемам формирования связной речи у детей мигрантов старшего дошкольного возраста с ОНР, отмечают роль моделирования в повышении эффективности речевой работы.

При проведении исследования, определилось, что эффективность работы по формированию навыков самостоятельного рассказывания у детей мигрантов старшего дошкольного возраста с ОНР будет значительно повышаться при соблюдений следующих условий:

- Обучение самостоятельному рассказыванию по мотивам народных сказок на основе моделирования.

- Обучение самостоятельному рассказыванию на основе трансформации сюжета знакомой сказки с использования моделирования.

Речевая патология - это нарушение важных психических функций человека. Такие нарушения в раннем возрасте характерны в двух отношениях.

Во-первых, развитие мышления и речи – есть непременное условие развития всех остальных человеческих способностей, а это в свою очередь побуждает речь к дальнейшему самосовершенствованию. Таким образом, получается саморегулирующее круговое замыкание – два взаимовозбуждающих потока усиливают друг друга и регулируют процесс формирования человека.

Во-вторых, существует другая, противоположная тенденция развития. Онтогенетический заряд все же настолько силен, что при самых неблагоприятных обстоятельствах, он будет влиять на темпы развития.

Основная задача развития речи состоит в том, чтобы приблизить детей мигрантов с ОНР к уровню практического владения русским языком в норме, то есть научить пользоваться речью как средством общения.

С этой целью систематически проводится совершенствования форм речевого общения и средств языка по следующим взаимосвязанным направлениям:

- развитие у детей мигрантов с ОНР различных видов устной речи (диалогической и монологической) на основе обобщения знаний об окружающем мире.

- формирование и расширение лексической стороны речи.

Дети мигрантов с ОНР вовлекаются в коммуникативную деятельность с самых ранних этапов обучения, еще не владея всей языковой системой. Языковой материал накапливается поэтапно в разных видах деятельности. При этом осуществляется постепенный переход от речевой деятельности, с опорой на прежний речевой опыт, на контекст. Дети мигрантов подготавливаются к развернутым высказываниям, требующих усложнения, использования отвлеченной лексики, свободными владениями морфологическими изменениями слов.

Изучение лексики и отбор словаря для развития активной и пассивной форм речи осуществляется тематически. Каждая тема содержит примерный объем сведений, признаки принадлежности к данной теме и предусматривает постепенное ее уточнение и систематизацию.

Первоначальное основное внимание уделяется развитию понимания разговорной речи. В специально организованных ситуациях дети мигрантов вслушиваются в обращенную к ним речь, стараются осмысленно выполнять просьбы, поручения. Правильность понимания на этом этапе контролируется ответным действием или словесным ответом.

Затем формируется диалог в учебной и игровой ситуации постепенным переходом к краткой беседе. В период овладения устной речью у ребенка мигранта происходит неосознанная обработка языкового материала, накопление звуковых и морфологических обобщений.

Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствуют гармоническому развертыванию творческих сил ребенка, устраняет препятствия в сфере общения со сверстниками и взрослыми.

Воспитателю, в группе которого, находятся дети мигранты, необходимо ориентироваться в широком круге вопросов, касающихся детского организма, закономерностей формирования высших психических функций ребенка, особенностей речевого общения. Коррекция речевых дефектов у детей осуществляется методами обучения и воспитания. Большое значение имеет умелое использование общих дидактических принципов, разработанных в общей и дошкольной педагогики.

Л. С. Волкова указывает в своих исследованиях на разработку различных форм воздействия : обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация. В дошкольной педагогики используется в основном воспитание, обучение и коррекция.

В процессе коррекционно – воспитательных занятий обеспечивается активная речевая практика в различных изменяющихся условиях общения и в разных видах деятельности.

Для осуществление эффективности коррекционного обучения и воспитания детей мигрантов с ОНР необходимо :

- учитывать индивидуальные особенности ребенка;

- учитывать особенности семьи ребенка;

- создать мотивацию к преодолению речевых расстройств, адекватную возрастным и психофизиологическим особенностям ребенка;

- устанавливать коллегиальные взаимоотношения с логопедом, психологом, дефектологом, родителями для выработки оптимального пути коррекции.

Необходимо специально изучить условия окружающие ребенка. Примерами не благоприятного воздействия речевого окружения могут служить разноязычие, использование русской речи и речи других народов, воспитывающихся у глухих родителей, у длительно и часто болеющих детей, у детей перенесших или испытывающих стрессовые ситуации в семьях и других случаях.

Основными задачами коррекционного обучения являются:

- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

- формирование полноценной звуковой стороны речи;

Формирование речевой практики как основы усвоения элементарных закономерностей языка осуществляется на базе фонематического воспитания, правильного произношения звуков и правильного восприятия структуры слова; практического умения различать, выделять, обобщать значимые части слова, на основе наблюдений над связью слов в предложении.

Особое место в речевой работе с детьми мигрантам с ОНР, занимает метод моделирования – метод развития речевого творчества детей.

Особенности и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, факторов, явлений при формировании знаний.

Доступность метода моделирования для дошкольников доказана психологами А. Запорожец, Л. Венгер, Д. Эльконин.

В основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, другим изображением, знаком.

Виды моделирования :

Предметная модель виде конструкции предметов. В этом случаи аналогична предмету, воспроизводит его главные части, конструктивные особенности. Предметная модель набор предметных картинок (кошка – с котятами - кошка ест, кошка спит). Так при помощи предметных моделей формируется умение воспроизвести, подбираются факты для рассказа.

Предметно-схематичная модель должна обнаружить связи, представить их в обобщенном виде.

В процессе развития речи дошкольников используется специальные предметно-схематичные модели :

1. Схема-план для обучения последовательности при составлении описательных рассказов.

2. Модели для обучения детей пересказу.

3. Модели для обучения творческом рассказыванию.

Например, рассказывая сказку «Теремок» можно изобразить всех животных бумажным кружочками, различающихся по цвету и величине (мышка и волок – серые кружочки, но различающиеся по величине и т. д.). Далее взрослый читает сказку, а ребенок выкладывает ее с помощью заменителей. У ребенка мигранта с ОНР, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется возможность применять заменители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые.

Одна из задач в обучении детей мигрантов с ОНР – обучение связной речи, то есть умению четко последовательно излагать свои мысли. Разработана система занятий для старшего возраста с ОНР.

Обращая внимание на факторы, облегчающие процесс становления связной речи, одним из которых является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям мигрантов назвать предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора выделено создание последовательного плана высказывания, каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим. Можно обучать детей мигрантов старшего дошкольного возраста с ОНР самостоятельному рассказыванию в такой последовательности:

- составление рассказыванию по демонстративному действию;

- по серии сюжетных картинок;

- по одной сюжетной картине;

- на основе сравнения предметов;

- составление описательного рассказа о предметах.

Использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает детям мигрантов с ОНР овладение видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана, делает такие рассказы более четкими, связными, полными, последовательными.

Схемы можно использовать не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах.

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Уголок здоровья, как форма консультативной помощи семье в формировании навыков здорового образа жизни у детейУголок здоровья, как форма консультативной помощи семье в формировании навыков здорового образа жизни у детей Доброго дня всем друзьям и гостям моей странички. Предлагаю Вашему вниманию опыт работы с родителями по формированию навыков здорового образа.

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование моделирования в формировании навыков самостоятельного рассказывания у детей мигрантов
Опубликовано: 17 февраля 2025 в 13:54
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование моделирования в формировании навыков самостоятельного рассказывания у детей мигрантов» (включая файлы) размещена пользователем Кристина (УИ 3327868) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД