Светлана Березина
Использование мнемотехники в развитии связной речи и памяти дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс на тему:
«Использование мнемотехники в развитии связной речи и памяти дошкольников».
Воспитатель, учитель-логопед: Березина С. В.
Цель: ознакомление педагогов с образовательной технологией мнемотехники, обеспечивающей развитие речи и памяти дошкольников.
Задачи:
Публикация «Использование мнемотехники в развитии связной речи и памяти дошкольников» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- раскрыть понятие мнемотехники, выявить актуальность, познакомить с задачами и этапами работы;
- предложить рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников;
- на практике научить педагогов самостоятельно составлять мнемотаблицы для разучивания стихотворений.
Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран); презентация;
листы бумаги, цветные карандаши.
Добрый день, уважаемые коллеги! Современные дети окружены массой информации, в её бесконечном потоке они, как правило, не успевают усваивать, запоминать, а соответственно и грамотно воспроизводить её.
Педагоги всё чаще сталкиваться в работе с детьми дошкольного возраста с такой проблемой как задержка речевого развития. У детей наблюдаются: сниженный объём словарного запаса, аграмматизмы при построении предложений, недостаточный уровень развития связной речи, отставание в формировании психических процессов памяти и мышления.
Родители же всё чаще жалуются: «Ребенок не может запомнить стихотворение из 4 строчек на праздник, зато тренды TikTok знает наизусть». Действительно, многим детям даётся легче запоминание сюжетов видео-роликов, фраз их мультфильмов, чем правил и стихотворений. Красочные, яркие, необычные картинки, мелькающие перед глазами детей с экранов телефонов и планшетов, привлекают их внимание и подкрепляются яркими зрительными образами.
В педагогической практике есть похожий «крючок», способный удержать внимание ребенка, зацепить знания и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым – это мнемотехника.
Мнемотехника – это система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
При использовании данной техники на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематически. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное.
Этот метод особенно эффективен для детей с речевой патологией и с задержкой психического развития. Учить стихи и рассказы по мнемотаблицам легко и просто, ребенок всегда может посмотреть на картинку-подсказку и она поможет ему. Такая методика придает уверенности и застенчивым детям, они учатся выступать на публике, становятся менее стеснительными и замкнутыми. Многие явления легче разбирать с детьми по мнемотаблицам, видя наглядный образ того, о чем идет речь, информация для них становится более понятной.
Мнемотехнику на этапе дошкольного возраста используют для решения следующих задач:
- обогащение словарного запаса;
- разучивание стихов, чистоговорок, пословиц;
- развитие связной речи
- развитие памяти, внимания, образного и ассоциативного мышления.
Работу по внедрению мнемотехники в образовательный процесс лучше начинать с детьми возраста 4-5 лет, как правило, к этому времени у них уже сформирован минимальный словарный запас.
Работа должна строится от простого к сложному:
1. Сначала мы используем в работе мнемоквадрат.
Мнемоквадрат – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание.
Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные изображения, т. к. формируются сенсорные эталоны и у детей остаются в памяти отдельные образы (солнце – жёлтое, елка - зеленая, ягода – красная).
Позже картинки заменяются графическим изображением: солнце - жёлтый круг, ёлка – зеленые треугольники, лиса – оранжевые круг и квадрат) и т. п.
2. После того, как у ребенка расширился словарный запас, мы переходим к мнемодорожкам.
Мнемодорожка – это ряд картинок - мнемоквадратов (3-4 элементов, по которым можно составить предложение или небольшой рассказ в 2-3 предложения.
Опираясь на зрительный образ ребенок проще запоминает последовательность слов в предложении ему легче воспроизвести его.
3. Когда ребенок их усвоил принцип работы по мнемодорожкам и легко ориентируется в них, мы переходим к более сложной форме - мнемотаблицам.
Мнемотаблицы – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.). Это графическое изображение содержимого текста, путём выделения главных смысловых звеньев. Их необходимо изображать так, чтобы нарисованное было доступно и понятно детям.
Количество мнемоквадратов, из которых состоит мнемотаблица зависит от возраста и других индивидуальных особенностей ребенка. Для детей 3-5 лет подойдут небольшие схемы, включающие 4-8 клеток. Со старшими дошкольниками 5-7 лет можно использовать таблицы из 8-16 квадратов.
Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, познавательные и др.)
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью:
1. Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д
2. При отгадывании и загадывании загадок;
Попробуйте, глядя на мнемотаблицу отгадать, что за загадка зашифрована.
Круглое, но не мячик.
Желтое, но не солнце
С хвостиком, но не мышь (репка)
3. При проговаривании чистоговорок;
4. При заучивании стихов, потешек;
Послушайте детское стихотворение:
В руки фрукты мы берем
И в корзинку их кладем:
Слива, персик, апельсин,
Груша, киви, мандарин.
Уважаемые коллеги, попробуйте воспроизвести данное стихотворение. Молодцы, кто справился, не расстраивайтесь, кто не смог запомнить с первого раза! Попробуйте ещё раз, опираясь на мнемотаблицу. Уверена, теперь стихотворение смогли рассказать все!
У детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания стихотворения, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить его текст.
Работа по разучиванию стихотворений по мнемотаблице строится следующим образом:
• Педагог выразительно читает стихотворение.
• Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
• Задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
• Выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
• Читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
• Ребенок самостоятельно рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
5. Мнемотаблицы используют при пересказе.
С помощью мнемотаблиц можно пересказывать сказки и рассказы. Дети видят все действующие лица, последовательность событий и своё внимание концентрируют на правильном построении предложений.
Алгоритм работы будет схож с алгоритмом разучивания стихотворений:
• Чтение педагогом текста;
• Рассматривание мнемотаблицы;
• Ответы на вопросы по содержанию:
• Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ;
• Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице.
6. Мнемотаблицы эффективно используют при составлении описательных рассказов.
В этом случае работа будет строится следующим образом:
1 этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы или самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.
3 этап. После перекодирования осуществляется, рассказ по заданной теме, т. е. происходит отработка метода запоминания.
У меня в руках мячик и игрушечная машинка. Я предлагаю вам попрактиковаться в составлении описательного рассказа опираясь на мнемосхемы. Нам нужны два добровольца. Как вас зовут? Ира будет девочкой 4 лет и она опишет свою игрушку по верхней схеме. Как вас зовут? Девочке Ане будет 6 лет, она опишет свою игрушку по нижней схеме. Не забывайте о том, что с вами была проведена предварительная работа.
Молодцы! Какие замечательные рассказы у вас получились!
Систематическая работа по развитию речи у детей с использованием мнемотаблиц несомненно дает свои результаты:
• Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
• Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
• Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
Сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам разделиться на команды и попробовать составить мнемотаблицы к любому стихотворению по вашему желанию. Для этого перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично. Ваши стихотворения «нарисованы» ,мнемотаблицы готовы, я предлагаю продемонстрировать их противоположным командам. Попробуйте отгадать, что это за стихотворения зашифрованы. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворения без опоры на текст. Таким образом можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.
В заключении подведём итоги, использование мнемотехники действительно:
- сокращает время запоминания;
- развивает основные психические процессы;
- развивает умение перекодировать информацию;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- помогает делать выводы и схематизировать материал.
В конце нашего мастер-класса я попрошу вас схематично на листе бумаги изобразить ваше впечатление, полезность или настроение, с которым вы уходите с него.
Спасибо за внимание!