Юлия Сашина
Использование мнемотехники в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. Современные педагоги должны находить новые, неординарные технологии обучения и образования детей, которые дадут им возможности понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться и обучаться.
Темочки:
На сегодняшний день использование мнемотехники в работе с детьми становится всё более актуальной.
Мнемотехника – совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов, фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов модификации для упрощения запоминания.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Что дает мнемотехника?
• Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
• Появляется желание рассказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
• Заучивание стихов и правил превращается в игру, которая очень нравится детям.
• Это является одним из эффективных способов развития речи у не говорящих детей.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).
Последовательность работы с мнемотаблицами:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
В результате использования мнемотаблиц:
• Заучивание стихотворений, текстов песен, правил превращается в игру, которая очень нравится детям.
• Расширяется словарный запас, знания об окружающем мире.
• Появляется желание рассказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
• Улучшаются детско-родительские взаимоотношения. Проводятся беседы с родителями о необходимости закрепления, полученных знаний, в разных ситуациях общения. Дети и их родители начинают лучше понимать друг друга – «находят общий язык».
• Использование мнемотехники даёт возможность детям усваивать сложный материал легче и быстрее.
• Открывает для учителей и воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности, и в совместной деятельности взрослого и ребёнка.
• Уроки и занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагогов.
• Учителя, воспитатели, учитель-логопед и дефектолог, музыкальный руководитель и другие специалисты работают в тесном контакте друг с другом.
С помощью мнемотехники можно:
• развивать понимание речи;
• умение рассказывать и пересказывать с помощью графических изображений, рисунков;
• обучать детей правильному произношению;
• развивать психические процессы: внимание, память, мышление и др. ;
• воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.