Елена Головинова
Использование мнемотехники на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Использование мнемотехники на логопедических занятиях
Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.
Но, на сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое, так как растет число детей с речевой патологией.
У детей с речевыми нарушениями существуют следующие проблемы:
• Скудный словарный запас
• Неумение согласовывать слова в предложении
Публикация «Использование мнемотехники на логопедических занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
• Нарушение звукопроизношения
• У большинства детей нарушено внимание
• Несовершенно логическое мышление
• Дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи,
• пересказывать тексты
• не владеют приемами и методами запоминания
• заучивание стихов вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
• На этапе автоматизации звуков в стихотворных текстах у детей снижается самоконтроль за речью
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки.
Один из таких факторов, облегчающие процесс становления речи, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. – является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету". Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, я решила попробовать на своих занятиях использовать мнемотехнику.
Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текст, стихотворение, скороговорку, загадку.
Мнемотехника помогает в развитии:
• связанной речи
• ассоциативного мышления
• зрительной и слуховой памяти
• зрительного и слухового внимания
• воображения
• ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,
Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями,
Глухов В. П. – блоками-квадратами,
Большева Т. В. – коллажем,
Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Как и любая работа, работа с мнемотехникой строится от простого к сложному. Начинаем работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам.
Мнемоквадраты используем на занятиях как символ предстоящего задания, как символ обозначения звуков для звукового анализа и т. д.
Мнемотаблицы используем для автоматизации звуков на этапе работы со стихотворениями, загадками, скороговорками.
Этапы работы над стихотворением:
• Логопед выразительно читает стихотворение.
• Логопед сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
• Логопед задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
• Логопед выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
• Логопед читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
• Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают текст. Этап автоматизации звуков происходит намного интереснее и результативность коррекционной работы возрастает.
Пересказывать текст с помощью мнемотаблиц ребенку легче. Он видит всех действующих лиц и его внимание концентрируется на правильном построениии предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Элементы мнемотехники помогают научить детей составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы в определенной последовательности.
Таким образом, с помощью мнемотехники удается достичь таких результатов:
• у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
• появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
• появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
• словарный запас выходит на более высокий уровень.
Я считаю, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Используемая литература:
1. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС., 2005.
2. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС., 2000. – 217.
3. Давидович Л. Р., Резниченко Т. С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? – М. : Гном и Д., 2001.
4. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС., 200
5. Сластья Л. Н. Использование мнемотаблиц и мнемодорожек в развитии речи дошкольников.
6. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»