Анастасия Дёмина
Использование мнемотехники для развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Многие педагоги замечают, что в наши дни наблюдается много проблем, связанных с развитием речи. Воспитанники говорят простыми односложными предложениями, им сложно составлять описательные рассказы на заданную тему, придумать развернутый ответ, отсутствует логическое обоснование своих выводов. Одной из причин – это окружение каждого ребенка большим количеством информации, которая подается в готовом виде – различные мультфильмы и телепередачи, поэтому для решения развития связной речи необходимо использовать интересные, привлекательные технологии. Я в своей работе использую мнемотехнику- систему методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Публикация «Использование мнемотехники для развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
К 4-5 годам у детей преобладает наглядно-образное мышление, которое представляет собой совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих ее предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. В процессе обучения необходимо применять большое количество наглядного дидактического материала. В рамках мнемотехники – это мнемотаблицы. Опираясь на хорошо знакомые картинки, дети без труда запоминают и воспроизводят различные художественные произведения.
К примеру, возьмем стихотворение «Мы делили апельсин» Л. Зубковой. На каждую строчку подбираются картинки по смыслу
Мы делили апельсин, (дети, ножик, апельсин)
Много нас, а он один. (много детей, цифра 1)
Эта долька — для ежа, (долька апельсина – ёж)
Эта долька — для стрижа, (долька апельсина – стриж)
Эта долька — для утят, (долька апельсина – утята)
Эта долька — для котят, (долька апельсина – котята)
Эта долька — для бобра (долька апельсина – бобр)
А для волка — кожура. (волк-кожура апельсина).
Смотря на картинки, ребенок знает последовательность, происходит процесс воспроизведения произведения с опорой на образы.
Мнемотаблицы использую при составлении рассказов по лексическим темам. Наглядные схемы служат речевым планом высказывания и подсказывают детям с чего начать, чем закончить. Возьмем тему «Фрукты», мнематаблица выглядит так : знак вопроса, цветовой круг, линейка, разные геометрические фигуры, язык, растения, посуда. Описывая апельсин, получится такой рассказ: «Это апельсин, он оранжевого вкуса, круглой формы, среднего размера, сладкий, растет на дереве, из него делают сок».
Мнемотехники вызывают большой интерес у детей среднего дошкольного возраста. С их помощью даже робкие, застенчивые ребята без труда воспроизводят различные художественные произведения, составляют рассказы благодаря наглядности. Таким образом, являются прекрасным средством развития связной речи.