Скибина Яна
Использование мнемотаблиц для развития связной речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование мнемотаблиц
для развития связной речи старших дошкольников
Одной из важнейших задач дошкольного образования на современном этапе
в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с
их возрастными и индивидуальными особенностями.
Публикация «Использование мнемотаблиц для развития связной речи старших дошкольников» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В старшем дошкольном возрасте развитие речи является основой для успешной
социальной адаптации ребенка и подготовки его к обучению в школе. Связная речь
отражает сформированность у ребенка всех сторон речи : звуковой, лексической,
грамматической. Умение выстраивать связные высказывания являются результатом
работы, которая осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста. В тоже
время, как показывает практика, количество детей старшего дошкольного возраста,
у которых недостаточно развита связная речь, с каждым годом становится все
больше. Причины возникновения этой проблемы многогранны, к ним относится и
увеличение числа речевых нарушений у детей, различных патологий в онтогенезе,
которые влияют на развитие речи, снижение коммуникативной активности детей и
многие другие проблемы. Поэтому развитие связной речи является важнейшим
направлением обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста.
М. М. Алексеева, В. И. Яшина в методике развития речи детей дошкольного возраста рассматривают различные средства развития связной речи. К их числу относятся беседы, составление разных видов рассказов, упражнения и т. д.
В работах Т. Б. Полянской, Т. А. Ткаченко отмечается, что одной из эффективных техник развития связной речи детей является мнемотехника. Мнемотехника
объединяет в себе разнообразные приемы, которые облегчают процесс запоминания
и воспроизведения информации. Для развития связной речи детей широко используется одна из разновидностей дидактического материала, который используется в рамках мнемотехники – это мнемотаблицы.
Мнемотаблицы представляют собой дидактический материал в виде таблицы,
содержащий символы, помогающие запомнить и воспроизвести материал в определенной последовательности. По мнению Т. Б. Полянской, характерной особенностью
мнемотаблицы является то, что материал для запоминания и рассказывания кодируется с помощью различных знаков и символов, это могут быть картинки, буквы,
знаки, слова и т. д.
В плане развития речи мнемотаблицы являются одним из универсальных инструментов, поскольку они помогают обогащать словарный запас, обучать детей составлению рассказов, пересказов, мнемотаблицы используются при отгадывании и
загадывании загадок, заучивании стихов и так далее.
В развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста мнемотаблицы
широко используются мной для формирования у детей умений составлять не только
связанные высказывания, но и связный текст, то есть рассказ или пересказ.
Использование мнемотаблиц опирается на возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, для которых характерно развитие образного мышления,
опора на наглядность в процессе мышления, поскольку мышление является
наглядно-образным. Мнемотаблица выступает своеобразным зрительным планом,
который помогает детям выстраивать свой рассказ в определенной последовательности, а также помогает наполнять рассказ с лексико-грамматической точки зрения.
Методика использования мнемотаблиц для развития связной речи, которую я
применяю в своей работе, включает в себя несколько этапов работы.
Первым этапом работы является знакомство с мнемотаблицей, когда дети
узнают о том, как содержание того или иного рассказа, фразы кодируется в графическом изображении. После этого, следующим этапом работы является обучение детей
составлению рассказов по готовым мнемотаблицам. Для этого вначале мы рассматриваем мнемотаблицу, обсуждаем изображения, устанавливаем причинно-следственные связи между ними. Все это происходит в ходе беседы по вопросам, затем
осуществляется составление рассказа по мнемотаблице, когда к каждому изображению составляется фраза и затем все фразы соединяются в единый текст.
Воспроизведение рассказа осуществляется на основе мнемотаблицы на следующей ступени нашей работы. Когда дети рассказывают рассказ по мнемотаблице,
мы анализируем, какие у них отмечаются трудности, в случае необходимости корректируем ошибки, которые совершают дети в построении фразы для того, чтобы
формировать правильную грамматическую структуру.
Следующий этап работы является более сложным и требует сформированности
у детей необходимых умений и навыков работы с мнемотаблицей. На этом этапе мы
упражняем детей в составлении мнемотаблиц к различным текстам и рассказу по составленным мнемотаблицам. Данная работа является очень полезной, поскольку
способствует развитию и мышления детей : они учатся кодировать информацию, используя знаки и символы, а также графические изображения, а затем обратно перекодировать информацию в текст.
Организация работы по развитию связной речи детей с помощью мнемотаблиц
выстраивается мной в виде целостной системы, когда мнемотаблицы применяются
регулярно в работе с детьми, и у них формируются необходимые умения и навыки.
Кроме того, для составления рассказа по мнемотаблице часто проводится подготовительная работа, в ходе которой происходит обогащение словаря детей, дети упражняются в составлении фраз, все это способствует развитию связной речи детей.
Таким образом, рассматривая проблемы развития связной речи детей старшего
дошкольного возраста, я обратила свое внимание на возможности мнемотаблиц как
одного из эффективных средств развития связной речи. Мнемотаблицы помогают
обогащать словарный запас, формируют умение строить связное высказывание, формируют представления о способах связи слов в предложении и тексте. Систематическое использование мнемотаблиц позволяет достичь значительного результата и
способствовать повышению уровня развития связной речи старших дошкольников.