Получи документы

Использование мнемотаблиц для коррекции речевого развития

Наталия Нижегородова
Использование мнемотаблиц для коррекции речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс к презентации:

«Использование мнемотаблиц для коррекции речевого развития»

Слайд 1

Тема самообразования, над которой я работаю, «Использование приемов мнемотехники для коррекции речевого развития».

Рада приветствовать Вас на мастер-классе, в процессе которого вы познакомитесь с такими понятиями как «мнемотехника», «мнемотаблица». Также узнаете, по каким направлениям можно использовать данную методику в работе с дошкольниками.

Публикация «Использование мнемотаблиц для коррекции речевого развития» размещена в разделах

Слайд 2

Мнемотехника (происходит от древнегреческого «mnemonikon»-искусство запоминания) - одна из самых древних техник работы с правым и левым полушарием человеческого мозга. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский(6 век до н. э.) в честь древнегреческой богини Мнемозины-богини памяти. Первоначально мнемотехника возникла как часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей.

Мнемотехника для дошкольника-это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Пример: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан-запомнить цвета радуги.

Приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объем памяти путем образования ассоциаций. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, поэтому опора на визуальный образ важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста зрительный образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста. Таким образом, прием символизации реальных объектов, используемый в мнемотехнике, – это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации. Вот почему обосновано использование данной творческой методики, эффективность которой очевидна, наряду с общепринятыми.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у современных дошкольников – явление крайне редкое. Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психологическом развитии – изначально трудный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР, именно с такими детьми я и работаю.

Слайд 3

Использование приемов мнемотехники помогает преодолеть нарушение всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне:

• отсутствие самостоятельности в составлении рассказов;

• нарушение логической последовательности изложения;

• затруднение в лексико – грамматическом структурировании высказывания;

• смысловые пропуски;

• незавершенность изложения;

• длительные паузы на границах фраз или их частей.

Слайд 4

Мнемотаблица-одна из методик мнемотехник, которая используется в эйдетике-науке о скрытых способностях нашего мозга, способного к образному запоминанию.

Мнемотаблица служит зрительным планом для создания монолога, помогая ребенку планировать:

• строение рассказа;

• последовательность высказывания;

• лексико-грамматическую наполняемость текста.

Мнемотаблицы можно использовать по разным направлениям: для развития навыков пересказа, заучивания стихотворений и загадок, составления описательных рассказов, закрепления звукопроизношения поставленных звуков, совершенствования фразовой речи, составления сюжетных рассказов с последовательно-развивающимся сюжетом, организации режимных моментов-в качестве алгоритма действий.

Надеюсь, я заинтересовала Вас этим интересным направлением в работе, которое можно использовать не только с детьми лого группы.

Слайд 5

Можно ли самим создать мнемотаблицу? Что нужно изображать в мнемотаблице? Изображать в таблице можно все, о чем или о ком вы хотите услышать в рассказе ребенка.

Например, при пересказе сказки опорным в таблице является изображение главных героев, через него идет осознание происходящего, понимание самой сути-смысла сказки, содержание которой «завязано» вокруг ее главных героев.

Мнемотаблицы очень эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание используется картинка (изображение). Т. о., все стихотворение зарисовывается схематически, т. к. мнемотаблица-это и есть схема, в которую заложена определенная информация.

Слайд 6

Сейчас постараюсь убедить вас в том, что составить мнемотаблицу совсем не сложно. Пример стихотворения «Берёза» С. Есенин.

Нужно отметить, что в мнемотехнике используется замена абстрактных объектов, фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объекта для запоминания с уже имеющимися примерами в различных типах памяти.

«Секрет» наглядности, в частности мнемотаблиц, таков: если человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Далее, припоминая один из образов этой ассоциации, мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы, позволяя ребенку быстро запомнить и воспроизвести информацию (литературный текст для пересказа, сказку, стихотворение, загадку и так далее).

Надеюсь, я смогла убедить вас в том, что использование мнемотаблиц уже с дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано.

Слайд 7

Свое выступление мне хочется закончить известным высказыванием К. Д. Ушинского: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Слайд 8

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Использование игровых упражнений и пособий для развития речевого дыхания у дошкольниковИспользование игровых упражнений и пособий для развития речевого дыхания у дошкольников Ни для кого не секрет, что хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. А правильная и.

Использование дидактических игр для познавательно-речевого развития дошкольников с ЗПР Пояснительная записка В современном обществе всё больше внимания уделяется обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Особая.

Презентация «Использование мнемотаблиц для автоматизация звука [Л] в стихах и загадках» Мнемотехника – это совокупность приемов и методов запоминания информации, использующая визуальные и звуковые примеры. На сегодняшний день.

Использование различных игр для речевого развития с детьми КИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ИГР ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ С ДЕТЬМИ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ Игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного.

Использование Су-Джок терапии с детьми дошкольного возраста с нарушениями общей мелкой моторики и речевого развитияИспользование Су-Джок терапии с детьми дошкольного возраста с нарушениями общей мелкой моторики и речевого развития В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей мелкой моторики и речевого развития. Одной из нетрадиционных технологий.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Консультация «Использование сюжетно-ролевой игры как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Игра - наиболее доступный ребёнку, интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций. Сюжетная игра -любимый.

Мастер–класс «Использование дидактических игр и игровых упражнений в коррекции речевого развития дошкольников» Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,.

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии при коррекции речевого развития у детей» Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях Задачи: - распространить.

Использование элементов песочной терапии в коррекции развития речи у детей дошкольного возраста Использование элементов песочной терапии в коррекции развития речи у детей дошкольного возраста, с помощью речи реализуется потребность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотаблиц для коррекции речевого развития
Опубликовано: 28 января 2019 в 20:56
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование мнемотаблиц для коррекции речевого развития» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Нижегородова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД