Ольга Пронякина
Использование миофункциональной коррекции и вестибулярных пластинок в практике логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Пронякина Ольга Васильевна
Учитель-логопед ГБОУ «Школа №597 «Новое Поколение», Москва
В последние годы выявляется все больше детей с анатомическими дефектами периферического речевого аппарата. Это, в свою очередь влечет за собой нарушение звукопроизношения. Традиционно, для коррекции таких нарушений логопеды используют артикуляционную гимнастику и массаж. Но, как показывает практика, этого бывает недостаточно. Большим подспорьем в работе логопеда с детьми, имеющими зубочелюстные аномалии, являются современные инновационные технологии. К таким технологиям относится миофункциональная коррекция, а именно использование вестибулярных пластинок и трейнеров. Они помогают ребенку не только исправить прикус, но и нормализовать мышечный баланс органов артикуляции, а так же сформировать правильный стереотип дыхания. Ведь именно у детей, имеющих зубочелюстные аномалии, наблюдается высокий показатель неправильного (ротового) типа дыхания. Поэтому, в нашем образовательном учреждении работа с такими детьми ведется на основе педагогических и ортодонтических методик, адаптированных к логопедической практике.
Публикация «Использование миофункциональной коррекции и вестибулярных пластинок в практике логопеда» размещена в разделах
Алгоритм действий таков: логопед обследует ребенка и выясняет целесообразность использования вестибулярных пластинок. При наличии аномалии анатомического строения артикуляционного аппарата и моторики, логопед рекомендует ребенку обратиться за консультацией к ортодонту и, по необходимости к неврологу. Желательно, чтобы логопед находился в контакте с этими специалистами и проводил коррекцию совместно.
Если ортодонт рекомендовал ребенку использование, предположим, трейнера «infant», которое предполагает ношение его во время ночного сна и 1час днем. Значит, логопед может проконтролировать ношение трейнера во время утренних и вечерних занятий в образовательном учреждении, которые не требуют от ребенка речевой активности. Это может быть занятие по изобразительной деятельности или лепке. Конечно, такой специалист, должен пройти специальную подготовку, курсы по миофункциональной коррекции для того, чтобы использовать этот метод в своей работе.
В нашем образовательном учреждении на логопедических занятиях используются вестибулярные пластинки с бусинкой и заслонкой. Конечно пластинки являются предметами индивидуального пользования. Пластинка с бусинкой подходит при вялом кончике языка, когда у ребенка нет возможности подъема языка вверх, и отсутствуют тонкие дифференцированные движения. Ребенок крутит бусинку языком, стимулируя определенные зоны, требующие коррекции. По месту локализации бусинки пластинки бывают принёбные и альвеолярные.
Пластинка с заслонкой используется для предотвращения прокладывания языка между зубами, при межзубном сигматизме. А так же может применяться, как постановочный зонд для различных групп звуков и позволяет сформировать правильный артикуляционный уклад, как при нижнем, так и при верхнем положении языка. Вот некоторые упражнения артикуляционной гимнастики с использованием вестибулярных пластинок, которые выполняют дети на логопедических занятиях в нашем образовательном учреждении.
Упражнения артикуляционной гимнастики с использованием пластинки с заслонкой
«Веселый клоун»
Улыбнутся, поместить пластинку в рот и удерживать на счет от 1 до 5-10. Повторить несколько раз.
«Язычок – силач»
Ребенок высовывает язык, на который укладывается проволочная часть – заслонка. Логопед держит пластинку за колечко, ребенок старается поднять заслонку на языке. Затем ребенок поднимает язык к верхней губе и пытается опустить заслонку вниз.
«Рисуем дорожки на язычке»
Логопед или ребенок держит пластинку за колечко и проводит гребенкой – заслонкой по языку в направлении вперед – назад, влево – вправо.
Упражнения артикуляционной гимнастики с использованием пластинки с бусинкой
«Птичка прилетела в гнездышко»
Ребенок открывает рот, логопед держит пластинку на уровне губ. Ребенок высовывает язык, захватывает бусинку языком и прокатывает ее по небу, т. е. «птичка прилетела в гнездышко»
«Лепим снеговика, катаем снежный ком»
Ребенок с помощью логопеда или самостоятельно катает бусинку – «комок снега» по языку, в разных направлениях, самомассаж.
«Мороженое»
Логопед держит пластинку перед ребенком на уровне рта. Ребенок языком тянется к бусинке. Взрослый немного отодвигает пластинку. Дотянувшись языком до бусинки, ребенок крутит ее, как бы слизывая мороженое.
Таким образом, использование вестибулярных пластинок и трейнеров в практике логопеда повышает эффективность и сокращает время коррекционной работы, а так же увеличивает мотивацию детей, ведь дети относятся к вестибулярным пластинкам, как к новым интересным игрушкам. Осуществляя комплексный подход и инновационные технологии в коррекции речевых нарушений, обусловленных зубочелюстными аномалиями и моторикой, работая совместно с ортодонтом и неврологом, логопед добивается положительных результатов и в наиболее кратчайшие сроки.