Разуваева Наталья
Использование методов коррекции нарушения сенсорной интеграции в логопедической работе
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорная интеграция – это способность человека целостно воспринимать и обрабатывать информацию, которая поступает посредством органов чувств: (слух и зрение, тактильные ощущения, вкус и запах, чувство равновесия и ощущение тела).
Способность ребенком воспринять мир и события целостно очень важно в логопедической работе, поэтому важно своевременно диагностировать нарушения. Самыми характерными проявлениями нарушения сенсорной интеграции являются : избыточная или недостаточная чувствительность к внешним раздражителям – свету, различным звукам, движениям, температуре и т. д. ; избегание соприкосновений с предметами с песком, кашей, жидкостями, полиэтиленовыми пакетами, меховой или шерстяной одеждой и т. д. ; расстройства моторики – например, неумение использовать по назначению карандаши, ножницы, невозможность собрать мозаику или конструктор и т. д. ; излишне повышенная или, наоборот, пониженная двигательная активность; проблемы с координацией движений, хождение на цыпочках, общая «неуклюжесть»; недостаточный или избыточный мышечный тонус; трудности при выполнении каких-либо инструкций, подразумевающих последовательные действия; неспособность различать правую и левую стороны; проблемы с концентрацией внимания; повышенная утомляемость; избегание социального контакта, вплоть до истерик во время нахождения среди людей на прогулке, в магазине и даже дома; замедленное речевое и/или двигательное развитие.
Публикация «Использование методов коррекции нарушения сенсорной интеграции в логопедической работе» размещена в разделах
В процессе роста и развития ребенка нужно стимулировать сенсорное восприятие, формировать сенсорные эталоны, которые будут являться фундаментом для развития целостного восприятия событий и информации. В ходе логопедического занятия применяются разные методы и приемы зрительных, звуковых и тактильных стимуляторов, создающих условия гармоничного развития сенсорики. Перед логопедом стоит задача четко продумывать и дозировать применения методов коррекции сенсорной интеграции, поскольку при нехватке или переизбытке возникает предпосылки нарушений восприятия себя и окружающего мира на уровне чувств, неадекватное восприятие форм и объемов, цветовые искажения, нецелесообразное применение звуковых стимуляторов может приводить к агрессии или утомлению ребенка.
Для того чтобы помочь ребенку с нарушениями сенсорной интеграции, необходимо хорошо организованное пространство, исключить возможность отвлекаться, не давать одновременно больше одного задания, постарайтесь убрать то, что может приводить к зрительной перегрузке (различная информация на стенах, ковровые покрытия с яркими рисунками, игрушки и предметы, которые отражают свет, бликуют.
В своей работе логопед формирует устойчивые знания о сенсорных эталонах. Это понятие, разработанное А. В. Запорожцем, обозначающее системы чувственных качеств предметов, выделенные в процессе общественно-исторического развития, которые предлагаются ребенку для усвоения и использования их в качестве образцов при обследовании объектов и анализе их свойств. В качестве подобных эталонов могут рассматриваться формы, шкала музыкальных звуков, звуковысотный ряд, система цветов спектра, система решётки фонем различных языков, система геометрических форм, шкалы величин, пространственные и временные ориентировки.
Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем – с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти. Усвоению полученных знаний способствуют игры, когда ребенок самостоятельно изображает, а затем раскрашивает и вырезает различные фигурки.
Игры и упражнения:
Цветные шарики
Стаканчики (желтый, синий, красный, зеленый, шарики соответствующих цветов.
Ход игры
Взрослый расставляет стаканчики четырех цветов на столе, дает смешанные шарики в одной емкости и просит ребенка разложить их по стаканчикам такого же цвета. Ребенок раскладывает шарики, называя цвет. На начальном этапе берется два контрастных цвета, к каждому цветовому шарику предлагается произносить определенный гласный звук. В дальнейшем можно использовать емкость с водой, где плавают шарики, предлагая ребенку вылавливать их, совками различных размеров. Задание усложняется при произнесение автоматизируемого звука.
Собери бусы
Шнур, бусины или предметы с отверстиями.
Ход игры
Ребенок собирает бусы на шнурок (разноцветные бусы). Порядок нанизывания бусин свободный, называя гласные звуки.
Нанизывание бусин - чередование по форме, чередование по цвету.
В зависимости от уровня развития ребенка задание усложняются. Бусины нужно брать меньшего размера, сортировать в определенной последовательности. Эту игру можно использовать для отработки слоговый структуры слова.
Спрячь мышку
Листы бумаги шести цветов, посередине белый квадрат. На квадрате нарисована мышка – это ее домик. Квадраты тех же цветов – дверцы, Игрушка – кошка.
Ход игры
Ребенок должен спрятать мышку, закрыв окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик. Когда все дверцы закрыты, приходит кошка – «ловить мышей». Если все двери подобраны правильно, то кошка не находит мышей и уходит. Усложняя игру, можно предложить следующее каждая мышка будет прятать звук, затем спросить у ребенка какой звук спрятала мышка в синем и т. д. домике.
Определи на запах
Образцы с запахами фруктов и карточки с их изображением.
Ход игры
Ребенку предлагают с закрытыми глазами услышать запах фрукта, затем открыть глаза взять изображение этого фрукта и назвать.
Разноцветные квадраты
Карточка, разделенная на 6 квадратов – 6 цветов спектра (красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового). Набор мелких картонных силуэтов игрушек тех же цветов. Цвет игрушек должен точно совпадать с цветом квадратов.
Ход игры
Ребенок берет большую карточку, разделенную на 6 цветных квадратов, называет цвета этих квадратов. А затем подбирает силуэты игрушек для каждого квадрата и раскладывает. Одни и те же игрушки могут быть разного цвета и наоборот разные игрушки могут быть одного цвета. Данную игру можно использовать при автоматизации звуков и работе над слоговой структурой слова.