Джамила Травинская
Использование методики стихосложения «Синквейн» в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Понимание речи и владение ею представляет собой важный путь социализации ребенка – приобщение его к человеческому обществу. Умение понимать связную речь окружающих позволяет ребенку приобщаться к огромной области культурного наследия народа, сохраненного в языке. Понимание речи позволяет сделать ее важнейшим средством познания окружающего мира. Владение понятной для окружающих речью обеспечивает полноценное общение с окружающими: дает возможность поделиться своими мыслями. Уточнить и пополнить свои знания. Умение общаться помогает ребенку быть контактным, преодолеть застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Публикация «Использование методики стихосложения „Синквейн“ в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Речевая деятельность – это уникальное содержание и средство для самореализации ребенка в его жизнедеятельности, проявление его индивидуальных творческих способностей. субъектных качеств: интересов, инициатив, жизненной активности, самостоятельности и творчества, автономности и умения делать правильный выбор.
Основными понятиями методики являются понятия : «язык» и «речь».
Язык – социальное явление, в котором отражается и сохраняется исторический опыт предшествующих поколений. Рождаясь, ребенок попадает в атмосферу готового языка, на котором говорят окружающие его люди. Развитие речи можно рассматривать как процесс постепенного освоения ребенком родного языка и умения сделать его средством общения и познания. Осваивая родной язык, ребенок принимает социально – исторический опыт поколений, сохраненный в языке. Поэтому развитие речи осуществляется в единстве с развитием других психических процессов, в единстве с мышлением.
Речь - это индивидуальный психический процесс, поэтому темп освоения языка, качества речи будет зависеть от состояния и индивидуальных особенностей речевого аппарата ребенка, особенностей развития всех его психических функций. Методика развития речи детей дошкольного возраста предполагает полноценное, своевременное освоение родного языка каждым ребенком с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. Всем известно, насколько сложна и объемна школьная программа начального этапа. Особенно трудно приходится первокласснику. По – другому чувствует себя именно тот ребенок, который, например, уже умеет читать. Таким ученикам легче вписаться в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени развития.
По утверждению Л. А. Венгера «… дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, поскольку их отличает острота и свежесть восприятия».
Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы в дошкольном возрасте. Существует много способов развить память ребенка, каждый способ хорош по – своему. При этом надо обязательно учитывать:
во – первых, согласованность с программой учебного заведения;
во – вторых, индивидуальный подход к каждому ребенку:
в – третьих, обязательное использование игровых приемов, не напрягающих ребенка.
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский.
Все виды игр: лексические, грамматические, занимательные, графические, фонетические, подвижные игры, артикуляционные упражнения влияют на развитие речи. И главное место в обучении отведено работе со звуком, словом. Опыт показывает, что надо больше уделять внимание звуковому восприятию слова, формируя речевой и фонетический слух ребенка.
Хотелось бы обратить внимание на один из методических приемов развития речи дошкольника – «Синквейн».
Синквейн – это одна из форм стихосложения, стимулирующая умственную активность ребенка, позволяющая развить речь ребенка и его мышление. Такая форма была предложена американцем А. Крэпси, создана на основе восточной поэзии – хайку и танка.
Что же это такое – синквейн? А это пятистрочная стихотворная форма, которая имеет строгое построение:
1 строка – это существительное или местоимение;
2 строка – это прилагательное или причастие;
3 строка – это глагол или деепричастие;
4 строка – мнение автора;
5 строка – суть темы.
Примеры:
«Лето»
Лето.
Теплое, солнечное.
Купаться, отдыхать, гулять.
Лучше время года.
Каникулы.
«Бабушка»
Бабушка.
Заботливая, ласковая.
Жалеет, нянчит, присматривает.
У бабушки вкусные пироги.
Семья.
Значение такой формы стихосложения велико, с точки зрения педагогов. Так как именно такая форма позволяет ребенку находить и выделять самые важные моменты информационного поля, доводить до окружающих свои мысли. Синквейн помогает преодолеть речевое однообразие, ускоряет умственные способности ребенка. Стихосложение – одна из эффективных форм развития речи детей дошкольного и школьного возрастов.
Уважаемые коллеги! Помните: развитие речи дошкольника – ответственный период в жизни ребенка. И то. насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, педагогов, от нашего терпения, доброжелательности, ласки и любви. Проявляйте истинный интерес, что связано с обучением. Мы должны дать возможность каждому ребенку поверить в свои силы. Добиваться, чтобы ребенок от занятия к занятию чувствовал свой успех, делал для себя «открытия» и с радостью шел на каждое занятие. Предоставлять возможность детям думать, проявлять инициативу, творчество.