Корнеева Юлия
Использование метода Су-джок терапии в логопедической работе
▼ Скачать + Заказать документы
Ни для кого не секрет, что умение говорить тесно связано с моторикой, потому что их центры находятся рядом. Как говорится, речь ребенка находится на кончиках пальцев. Если малыш плохо говорит, то и пальчики у него тоже слабые.
С каждым годом встречается все больше и больше детей, имеющих разную речевую патологию. Недоразвитие речи вызывают:
-проблемы коммуникации,
-эмоционально - волевые нарушения,
-различные функциональные личностные отклонения,
-проблемы с усвоением учебного материала.
Темочки:
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Работа логопеда. Логопедия
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Здесь я хочу поговорить о корейском изобретении, которое часто логопеды используют в своей практике.
Безусловно, знания о значении точечного массажа на работу всего организма накоплены с древних времен. Внутренние органы и системы человека имеют проекцию на поверхности кожи в виде специальных зон или точек, особенно много их на верхних и нижних конечностях. Воздействие на эти зоны позволяет активизировать работу соответствующего органа, улучшить его состояние и уменьшить негативные проявления.
Простая и совершенно безвредная система, которую придумал южнокорейский профессор Пак Чже Ву. Несомненно, она не имеет никаких побочных эффектов или осложнений, поэтому использование этой методики в занятиях дает очень хороший результат у детей с речевыми нарушениями разной степени выраженности. Не только при работе квалифицированного логопеда – специалиста, но и во время применения родителями дома.
Для этих целей используется массажер в виде круглой коробочки, похожей на каштан. Внутри ее лежат две металлические пружинки в виде колечка, которые одевают на пальцы рук и ног. При этом возникают приятные ощущения., иногда щекотно, но ни капельки не больно. Поверхность каштанчика неровная, потому что на нем шипы-колючки или пупырышки. Маленьким пациентам лучше последние, они не колются. Их можно катать в ладошках, по щекам и другим частям тела.
Безусловно, для проведения логопедических упражнений с внедрением су-джок воздействия понадобятся специальные шары разных цветов и кольца. Неравномерная поверхность позволяет применять их как эффективные массажеры, а также инструмент для развития моторики рук. Общие правила:
-безусловно, воздействие должно быть приятным, не вызывать негативной реакции у ребенка;
-массаж проводят до появления слегка розового цвета кожи и ощущения тепла;
-проводить такие занятия можно только, если малыш хорошо себя чувствует, у него нет температуры, сыпи и других проявлений кожных или инфекционных заболеваний;
-нельзя надолго оставлять эластичное кольцо на пальцах в одном положении, чтобы не нарушить кровоснабжение;
-избегайте интенсивных движений, чтобы не травмировать нежную кожу массируемого.
Прежде всего, игры с шариком и кольцом су джок используются для массажа пальчиков и ладошек. Бесспорно, можно использовать на занятиях как шарики так и колечки. Су джок процедуры станут более привлекательными и приятными для детей, если пальчиковые игры сопровождать интересными ритмичными стихами.
Шарик
Малыши выполняют те действия, о которых говорится в стихах.
Шариком кружок катаю, взад — вперед его гоняю.
Глажу, чищу я ладошки, будто с них сметаю крошки.
Ежик
Сначала малыш катает шар на ладони, затем прокатывает вдоль каждого пальца.
Ёжик бегал на ладошке, у него устали ножки.
На спинке иголки, ох какие колкие.
Ежик ростом очень мал, нам иголки показал.
А иголки тоже на ежей похожи.
Сорока
Сказка про сороку, которая варила кашу. Проговаривая слова русской народной потешки, водим сначала по ладони. Затем одеваем на каждый палец колечко, называя очередного гостя. Прокатываем его до основания и снимая.
Нажимать шаром по ручке малыша, имитируя шаги, затем нажатие сделать слабее. Снова усилить воздействие и ускорить темп, после чего нажать шаром поочередно на пальцы.
Шла медведица спросонок, а за нею – медвежонок.
Прибежали тут детишки, принесли в лукошке книжки.
Стали книжки открывать и на листиках писать.
РАБОТА НАД РЕЧЬЮ
Бесспорно, работа с грамматическими и лексическими категориями, фонематическим слухом, звукопроизношением тоже возможна с применением шариков:
Один — много
Взрослый катит шарик по столу к ребенку, при этом называет предмет в единственном числе. Пациент ловит шар и катит обратно, преобразовывая во множественное число.
Большой — маленький
Аналогично можно построить игру, если преобразовывать слова с помощью уменьшительно — ласкательных суффиксов. Например, лис – лисенок, кот – котенок.
Слоговая структура слова
Одновременно произносит слово по слогам и крутить шарик в соответствии с ритмическим рисунком. Одно движение на 1 слог. Или простучать массажером заданный ритм. Вдеваем пальчики в пружинки, при этом соблюдаем правило: сколько слогов, столько и пальчиков.
Фонематический слух
Прислушиваясь к словам, которые называет взрослый, проехать столько звуковых дорожек, сколько звуков в слове.
Мелкая моторика
Напишите на бумаге букву, затем попросите ребят прокатить шарик с помощью ладошки или пальчиков по контуру буквы.
Связная речь
Можно позволить самостоятельно поиграть шарами, развивая творчество и фантазию.
ЗАНЯТИЯ С КОЛЬЦОМ-ПРУЖИНКОЙ
По очереди на каждый палец одевать и прокатывать су-джок кольцо, при этом проговаривать считалки, потешки или стихи:
Семья пальчиков
Первый пальчик — дедушка, второй пальчик — бабушка, третий пальчик — папа, этот пальчик — мама, а мизинчик — я, это вся моя семья.
Братцы
Василию — старшому — дрова рубить, Степке — указке — воды налить, Федьке — середке — огонь разводить, Ваньке — сиротинке — кашку варить, малышу Тимошке — на гармошке играть, родных братьев забавлять.
Такой массаж за счет активации определенных зон в коре головного мозга стимулирует не только речь, но и улучшает запоминание. Несомненно, улучшает концентрацию внимания, активизирует мышление и другие когнитивные функции, что позволяет улучшить результат и сделать более эффективной коррекционную работу логопеда. Безусловно, применять методику могут и родители самостоятельно дома.