Светлана Клавкина
Использование метода сказкотерапии для формирования речевой активности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родным языком. К сожалению, практика показывает, что на сегодняшний день у дошкольников существуют множество проблем в речевом развитии. Односложная речь, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений. Поэтому очень актуальной и значимой для дошкольного образовательного учреждения является задача развития речи детей. Так как же сформировать у детей грамотную и красивую речь? Все мы знаем, что чтение сказок расширяет словарный запас ребенка, развивает образное мышление, так как малыш близко воспринимает сюжет сказки. Поэтому среди различных методов развития речи можно выбрать «сказкотерапию». Актуальность метода сказкотерапии заключается в том, что сказки были и будут естественной составляющей всей повседневной жизни детей. Что же такое «сказкотерапия»? Сказкотерапия – психологический метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, регулирования собственных эмоциональных состояний.
Публикация «Использование метода сказкотерапии для формирования речевой активности дошкольника» размещена в разделах
Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром; развитие умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения, обогащение словаря, развитие умения воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку; развитие представления об окружающем мире; воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству; побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, а также обучение, диагностика и коррекция. Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребёнок совершает огромный скачок в развитии, который будет способствовать и развитию личности.
Для развития речевой активности метод сказкотерапии используют как в воспитательно – образовательном процессе, так и в повседневной жизни, индивидуальной работе с детьми. Система работы по развитию речи у дошкольников включает в себя предварительную работу, непосредственное знакомство со сказкой, организацию творческой деятельности на её основе.
Сказкотерапия включает в себя разнообразные формы работы с детьми.
- Пальчиковые игры с использованием сказок. Они очень полезны для развития мелкой моторики пальцев рук, от которой во многом зависит речевое развитие ребёнка. Дети, проговаривая стихотворения, изображают животных, цветы, ветер и т. д. Совместная словесная импровизация позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас. Для удобства в работе с детьми лучше применять картотеку пальчиковых игр.
- Сказкотерапевтическое рисование. У многих детей после чтения сказки возникает желание нарисовать сказку. Можно создать альбомы «Мой любимый сказочный герой», «Сказочная (волшебная) страна». А после по своим рисункам предложить детям рассказать или придумать историю, сказку. Так же можно выбрать самый красивый и интересный рисунок. Эти занятия являются замечательным средством для обогащения словарного запаса детей, а также способствуют проявлению детского творчества и фантазии.
- Групповое рассказывание сказок «А что потом?» Это очень нравится детям. Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Повествование разбивается на отрывки произвольно и спонтанно, в зависимости от того, какую часть рассказа берет на себя предыдущий рассказчик. Сказки очень приятно слушать, но не менее приятно их рассказывать. Многие родители, воспитатели, педагоги рассказывают детям сказки, однако рассказывание сказок как направление сказкотерапии имеет свои особенности и формы. Сказки могут рассказывать и сами дети.
- Рассказывание сказок и историй. Это пересказ, рассказывание сказок. В своей работе можно использовать приёмы, связанные с погружением в сказку. Пример: «Я добрая фея пришла к вам в гости и сегодня мы все вмести отправимся на волшебную поляну сказок. Я расскажу вам одну интересную сказку (историю). Было это так….» Педагог рассказывает свою сказку и обращается к ребятам, кто ещё хочет рассказать свою сказку (историю). Почти все дети с удовольствием рассказывают придуманные ими сказки, а также стараются описать те чувства, которые возникали в их сказочной истории.
- Словесная музыкально-режиссерская игра. Воспитывает умение детей догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений. После прослушивания музыки детям задаются вопросы: «Какое настроение передает музыка: грустное или веселое?», «Музыка быстрая или медленная?», «Что можно делать под такую музыку: весело играть на полянке или плакать?» Это позволяют дошкольникам ориентироваться в динамике и мелодике музыкальной композиции. По характеру музыкального отрывка они вспоминают, что происходило с героями сказки. Для детей старшего дошкольного возраста будут интересны интонационные упражнения на изменение громкости голоса, тембра в зависимости от эмоционального состояния героя сказки в определенных ситуациях. Такие упражнения подготавливают ребенка к адекватному звуковому оформлению целого высказывания. В результате у детей вырабатываются интонационное чутье, сила голоса, дикция. Эти умения в дальнейшем служат опорой для развития таких важных качеств, как эмоциональность, выразительность, живость.
- Групповое сочинение сказок и коротких историй. Наверное, каждый из нас хотя бы раз в жизни сочинял разные истории, сказки, байки. Сейчас, вспоминая об этом, многие оживят ощущения творческого поиска, удовольствия, полета фантазии. Сочинение историй само по себе психотерапевтическое занятие, ведь в свой творческий продукт человек вкладывает частичку внутренней реальности. Метод сочинение сказок для дошкольников – это составление творческого рассказа. Ребёнку необходимо придумать содержание, правильно выстроить повествование, подобрать словесную форму, соответствующую этому содержанию. Детская фантазия не имеет границ. Но важно постоянно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащать ее все новыми и новыми впечатлениями. С этой целью хорошо использовать игры и упражнения : «Перевертыши», «Загадки-отгадки», «Что бы это значило?», «На что это похоже?», «Что из этого можно нарисовать?», «Продолжи рассказ». Такая работа требует большого запаса слов, навыков, умения точно передавать свой замысел.
При использовании метода сказкотерапии важно продумать организацию развивающей среды. Поэтому в группе надо создать такие условия, чтобы дети могли реализовать свои желания действовать, развивать фантазию, а следовательно и речевую активность. В самостоятельной деятельности, в процессе игры использовать наборы игрушек для настольного театра: «Пальчиковый театр», театр перчаток (самодельный, театр на ложках (самодельный, театр цветов (самодельный, шапочки-маски, ободки, костюмы в уголке ряженья, настольные и напольные ширмы для кукольного театра, набор аудио и видео - записей для прослушивания сказок, классической музыки и музыки направленной на релаксацию.
Комбинируя различные формы и приёмы сказкотерапии, позволяют сформировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке, которое является основой развития творческих способностей, создаёт благоприятную психологическую атмосферу, обогащает эмоционально-чувственную сферу ребёнка, а также приобщает детей к народному творчеству.