Вихрова Светлана
Опыт работы «Использование метода моделирования в коррекции речи детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь, имеющая социальный характер возникновения и развития, формируется в единстве коммуникативной (общение) и обобщающей функции (словесно-логическое мышление) : с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций. Недостаточное развитие речевых средств порождает специфические черты речевого поведения: неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу, затрудняет общение как со взрослыми, так и со сверстниками, способствует возникновению специфических качеств личности: замкнутости, стеснительности, в некоторых случаях напротив – порождает негативизм, агрессию и ведёт в целом к снижению познавательной активности и мотивации к обучению детей с ОНР. В свою очередь, низкий уровень общения и трудности в обучении замедляют темп развития речи и основных психических процессов. Таким образом, мы видим замкнутый круг искажённого личностного развития.
Публикация «Опыт работы „Использование метода моделирования в коррекции речи детей с ОНР“» размещена в разделах
С трудностями в обучении детей с ОНР сталкиваются и воспитатели коррекционных групп, и специалисты ДОУ, и родители воспитанников, посещающих эти группы. Сложившаяся реальная ситуация усугубляется ежегодным ростом количества детей с ОНР в группах компенсирующей направленности. Увеличение количества, сложность и отягощенность речевой симптоматики контингента воспитанников побуждает педагогов находиться в постоянном творческом поиске адекватных, актуальных, эффективных методов и приёмов работы с детьми, соответствующих современным условиям и стандартам образования. Одним из таких методов является метод наглядного моделирования.
Использование наглядного моделирования в коррекционном процессе отвечает одному из основных принципов коррекционной педагогики – принципу обходного пути. Опираясь на первично сохранное зрительное восприятие и сформированное к старшему дошкольному возрасту наглядно-образное мышление, мы формируем речь в обход ведущих, но нарушенных функций речеслухового и речедвигательного анализаторов. Кроме этого, активное использование наглядного моделирования как метода обучения формирует и совершенствует саму умственную способность наглядного моделирования, которая обнаруживается при решении широкого круга как речевых, так и интеллектуальных задач.
В настоящее время в связи с введением ФГОС рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий. Использование наглядных моделей в коррекционном процессе само по себе не является инновацией, однако развитие наглядного моделирования как самостоятельной интеллектуальной способности в рамках речевой деятельности является более современным подходом в образовании.
Коррекция ОНР представляет собой системное многоуровневое воздействие, затрагивающее все структурные компоненты речи. Наглядное моделирование с этой точки зрения может служить той базой, связующим звеном, позволяющим объединить все компоненты языка в единое целое, т. е. сформировать речь как систему.
Приведённые данные позволяют сделать вывод о том, что наглядное моделирование является актуальным современным эффективным методом коррекционно-развивающего обучения, воздействующим не только на отдельный недостаток – речевое недоразвитие, но и на всю познавательную деятельность и личность воспитанника в целом. Поэтому мне представляется важным не только использовать наглядное моделирование как метод или приём для коррекции речи, но и совершенствовать его как общую интеллектуальную способность. Для этого коррекционно-логопедическую работу необходимо планировать с учетом основных линий формирования наглядного моделирования, определённых Л. А. Венгером:
– расширение диапазона моделируемых отношений : пространственные, временные, логические;
– увеличение степени обобщенности и абстрактности моделируемых отношений внутри каждого их типа: от моделирования конкретных ситуаций до моделей, имеющих обобщенный смысл;
– изменение самих наглядных моделей от конкретных (структура отдельного объекта) к обобщенным (структура класса объектов) и к наиболее сложным условно-символическим, передающим наглядно-ненаглядные отношения;
– изменение типа действий моделирования в направлении овладения символическим видом замещения.
Одной из целей своей работы я поставила обогащение коррекционно-развивающего процесса у старших дошкольников с ОНР посредством использования наглядного моделирования.
В основе метода лежит использование заменителя (модели, в роли которого могут выступать другие предметы, реалистические и условные изображения, схемы, чертежи, планы, пиктограммы.
Процесс моделирования включает три этапа :
- усвоение сенсорного материала,
- перевод на знаково-символический язык,
- работа с моделью.
В целях формирования моделирования, как правило, более целесообразен обратный порядок, при котором дети овладевают сначала применением моделей, а затем их построением.
Использовать готовые наглядные модели начинаю уже на подготовительном этапе коррекции ОНР. Так, для совершенствования мелкой и артикуляционной моторики использую наглядные модели. Для активизации и расширения словаря использую пиктограммы предметов, признаков, действий.
Для эмоционального и интеллектуального развития детей использую маски с характерными чертами основных эмоций: радость, удивление, печаль, гнев, страх. Дети знакомятся не только с названиями и характерными внешними чертами, но и учатся сравнивать эмоциональные ощущения как своих, так и других. По внешнему виду персонажей, изображённых на картинках, определяют их роль, эмоцию и соотносят их с характерными масками. В дальнейшем дети играют в игру «Театр одного актёра», где ребёнок выбирает себе карточку, изображает соответствующую эмоцию, а остальные участники угадывают по мимике и пантомимике настроение.
Дети с ОНР – это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. Дети с ОНР испытывают трудности в обучении чтению. Вместо плавного слогового чтения пользуются побуквенным угадывающим чтением. Затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смещением акустическим сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечёт за собой неумение воссоздать правильную и точную звуковую форму слова. Поэтому развитие звукового анализа и синтеза должно быть одним из важных направлений в коррекционной работе.
По мере знакомства со звуками дети учатся характеризовать их с опорой на схему. В учебный процесс вводится наглядно игровой материал «Звуковички», которыми обозначаются изученные звуки. Изучая гласные звуки, вводится образ «девочки» в красном, изучая согласные – образ «мальчика» в синем и зелёном костюмчике, дифференцируются согласные по глухости - звонкости.
По мере знакомства с буквами, дети учатся изображать буквы с помощью пальцев рук. Каждая пальчиковая комбинация представляет зрительно-пространственный образ буквы русского алфавита. Её неоднократное повторение развивает мелкую моторику, зрительно – пространственное восприятие и конструктивный праксис. Для закрепления «Пальчиковой азбуки» проводятся игры «Живое слово», «Прочитай» с опорой на модели букв.
Указательный с большим
Мы в кольцо соединим
Остальные мы дугой
Над кольцом объединим
Для развития фонематического восприятия и формирования звуковой аналитико-синтетической активности применяю наглядные модели Т. А. Ткаченко. В дальнейшем обучение звуковому и слоговому анализу провожу в рамках традиционной методики Г. А. Каше с использованием моделей.
Дети закрепляют навык определения количества слогов в названии картинок с опорой на модели вагонов с разным количеством окон; учатся выделять ударные слоги с опорой на схемы слов; угадывают слово по первым звукам названий картинок с последующим составлением схемы слова; определением места звука в названии картинки и соотнесением её с соответствующей схемой слова.
При дифференциации звуков «с» - «ш», «с» - «з», «ш» - «ж», «з» - «ж» использую модели этих звуков.
Для уточнения и обогащения активного словаря и совершенствования грамматического строя в рамках формирования развёрнутой фразовой речи применяю графические модели предложений и наглядные модели предлогов. Дети придумывают предложения с опорой графическую схему предложения. Анализируют предложение с последующим составлением схемы этого предложения.
На занятиях при пересказе нового текста дети расставляют картинки в логической последовательности, опираясь на заданную модель в виде серии картин, пересказывают рассказ по готовой схематической модели, составляют описательные рассказы с опорой на схемы, дети легче запоминают тексты стихотворений с опорой на модели.
На этапе формирование коммуникативных умений и навыков для развития связной, грамматически правильной монологической речи использую методику В. К. Воробьёвой, где наглядное моделирование представлено как основной метод развития связной речи у данной категории детей. В. К. Воробьева предлагает использовать для составления описательных рассказов сенсорно-графическую схему, которая включает три части:
1. В первой представлен перечень символов, которые обозначают способ выделения того или иного свойства предмета
2. Объединяет корпус выделенных признаков.
3. Представляет изображение самого предмета.
Соответственно целям и задачам обучения объем первой и второй части может сужаться или расширяться.
Как создается текст?
Знания о предмете мы получаем через сенсорные каналы – зрительное, слуховое и тактильное восприятие.
Первую часть модели рассказа включает соответствующую символику: символы ГЛАЗ, УХО, РУКА, РОТ.
Символ «ГЛАЗ» - определяем цвет, форму, величину предмета. Если предмет живой – добавляются местонахождение (жилище) предмета, способ передвижения.
Через символ «УХО» вычленяются способы обнаружения предмета (какие звуки издает)
Через символ «РУКА» устанавливаем фактурные признаки (твердый, шершавый, колючий и т. п.)
Через символ «РОТ» - вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький)
Логические признаки обозначает вопрос, символизирующий предложение: «К какой группе относится этот предмет?»
Признаки польза – вред обозначаются соответственно знаками (+) или (-).
Данная предметно-графическая схема, помогает ребенку строить рассказ последовательно, перечисляя признаки описываемого предмета.
В своей работе использую технологию – дидактический синквейн. Эта технология, которая помогает сделать оптимальной работу учителя-логопеда. Эта технология способствует:
- развитию лексико – грамматических категорий;
- обогащению и активизации словаря;
- оценке уровня усвоения ребёнком пройденного материала;
- развитию не только речи, но и внимания, памяти, мышления. Правила составления дидактического синквейна.
Первая строка - одно слово, отражающее главную идею.
Вторая строка - два слова, прилагательные.
Третья строка - три слова, глаголы.
Четвёртая строка – фраза, показывающая отношение к теме.
Пятая строка - слово, отражающее сущность темы.
Например: 1. Машина.
2. Быстрая, мощная.
3. Едет, обгоняет, тормозит.
4. Я люблю кататься.
5. Транспорт.
Параллельно развиваю у детей самостоятельные навыки линейного пиктографирования связных высказываний, как готовых (загадки, стихи, рассказы, так и собственных. Таким образом, развитие наглядного моделирования как способности идёт в направлении всё большего обобщения, сворачивания наглядности в сторону условной символизации с одной стороны и от использования готовых моделей до создания собственных с другой.
Создание детьми оригинальных (авторских) условно-символических моделей можно считать главным результатом в овладении наглядным моделированием, как основой общих умственных способностей и средством интеллектуальной и речевой деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо использовать в системе коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, метод моделирования, который помогает задействовать зрительную, слуховую, двигательную память, совершенствуют мышление и речь, делают высказывания детей более логичными и последовательными, поддерживают интерес детей к активной речевой деятельности.
С помощью схем - моделей удаё тся достичь следующих результатов:
у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети учатся свободно держаться перед аудиторией.
Поэтому обучение детей с ОНР умению рассказывать или пересказывать, используя приемы моделирования, являются эффективным средством подготовки их к школе.