Ольга Коваленко
Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию дошкольников с нарушением зрения (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные таблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, ёлочка – зелёная.
Публикация «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию дошкольников с нарушением зрения (из опыта работы)» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Опыт работы, практика
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
При попытке использования метода мнемотехники в работе с детьми с нарушениями зрения возникли определённые трудности. Выпадения или серьёзные нарушения функций зрения ограничивают количество воспринимаемых объектов, затрудняют выделение многих существенных качеств предметов (например, цвет). Неограниченные возможности речевого общения слабовидящих детей позволяют не только достичь уровня нормы по накоплению словарного запаса в дошкольном возрасте, но и в некоторых случаях превзойти его. Богатый словарный запас является одним из непременных условий компенсации чувственного опыта, однако для этого он должен хотя бы минимально опираться на конкретные представления. Степень соотнесения слова и образа характеризует качественную сторону словарного запаса. Процесс усвоения значения слов начинается с соотнесения звучания слова с чувственно воспринятыми свойствами объекта, а овладение их обобщённым значением опирается на обобщение чувственных данных. Только на этой основе становится впоследствии возможным овладение обобщённым значением слов независимо от конкретных ситуаций. Следовательно, чем богаче чувственный опыт, чем многообразнее отражается в восприятиях и представлениях окружающий мир, тем шире возможность овладения обобщённым значением слов и тем выше его уровень. Поэтому особенно большое внимание уделяется ознакомлению ребёнка с окружающим его миром, обучению осязательному обследованию предметов, развитию слухового восприятия.
Поскольку мнемотаблица – это схема, состоящая из рисунков, знаков или символов, а мы работаем с детьми с нарушениями зрения, то на первый план выходит задача сделать элементы мнемотаблицы осязаемыми или наиболее яркими. И тут на помощь может прийти искусство оригами. Оригами - название японского искусства складывания бумаги, образовано от японского "oru" (складывать) и "kami" (бумага). Сегодня оригами переживает очередную волну интереса. Для нас, педагогов, оригами - уникальная возможность развития тонкой моторики ребёнка, что прямо связано с развитием интеллекта. Единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага - самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она привычна, легко поддается любым изменениям. Разнообразные оригамные фигурки позволяют создавать целые плоскостные или объемные композиции по мотивам любимых историй или сказок. Сейчас существует множество книг по оригами, да и интернет-ресурсы позволяют найти и изготовить любую интересующую нас модель. Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно складывать простые фигурки в технике оригами, за малышей это делает взрослый. Возьмём, к примеру, сказку «Рукавичка». Всех её героев (деда, рукавичку, животных) можно сложить из бумаги. Чтобы чувственный опыт детей стал ещё более полным, можно дать детям поиграть соответствующими игрушками или перчаточными куклами, прежде чем изготавливать элементы мнемотаблицы.
Поможет использование изображений, выполненных в технике оригами, и для заучивания стихотворений. Например, «Травка зеленеет…» А. Плещеева, рекомендованное для второй младшей группы. В данном случае нам понадобятся всего четыре элемента, по одному на каждую строчку: травка зеленеет (травка, солнышко блестит (солнышко, ласточка с весною (ласточка) в сени к нам летит (домик). К концу учебного года травку, солнышко и домик дети могут изготовить самостоятельно или при небольшом участии взрослого, ласточку складывает воспитатель. Для составления описательного рассказа о весне используем шесть элементов : пригревает солнышко (солнце, тает снег, появляются ручейки, дети играют в кораблики (два кораблика, деревья покрываются листвой (дерево со светло-зелёной кроной, распускаются первые цветы (2-3 цветка, появляются насекомые (бабочка, из тёплых стран возвращаются перелётные птицы (ласточка).
Если нет возможности всё стихотворение (сказку или рассказ) изобразить фигурками, выполненными в технике оригами, на помощь могут прийти другие материалы: бархатная бумага, картон, ткань различной фактуры, мех, кожа, пряжа и многое другое, что позволит изображению стать осязаемым. Для составления описательного рассказа о зиме можно использовать такие элементы : наступила зима (большая снежинка, выполненная в технике изонить из пряжи «травка», выпало много снега (маленькие снежинки в технике изонить, поверх которых приклеены паетки-снежинки, дети слепили снеговика (снеговик из бархатной бумаги, контур каждого круга обведён толстой белой пряжей, дети любят кататься на лыжах (лыжи из толстого картона, крепление лыж из кусочков искусственной кожи). Стихотворение М. Смирновой «Помидоры» можно изобразить следующим образом: в огороде за забором (забор из текстурной бумаги) поспевают помидоры (помидоры из бархатной бумаги, держатся за колышки (изображение ладони – аппликация из бумаги, колышки – деревянные зубочистки, греются на солнышке (солнышко – аппликация из гофрированного картона).
Можно придумать множество других способов изображения предметов, которые включаются в мнемотаблицу и используются для развития речи детей, всё зависит от фантазии педагога и воспитанников. Использование мнемотехники позволило речи детей стать чище, ярче, улучшило их внимание и память.
Для детей с нарушениями зрения все мнемотаблицы изготавливаются на бумаге формата А 3. Если для составления рассказа необходимо использовать более шести элементов, то формат бумаги должен быть увеличен.
Список литературы
1. Епифанцева Т. Б., Кисленко Т. Е., Могилева И. А., Соловьёва И. Г., Титкова Т. В. Настольная книга педагога-дефектолога. – Издание 2-е – Ростов н/ Д: Феникс, 2006. – 576 с. – (Сердце отдаю детям)
2. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста : Учебно-методическое пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.