Мария Сергеевна Рябуха
Использование метода интеллект-карт в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Рябуха Мария Сергеевна
Использование метода интеллект - карт
в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
“Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире”.
В. А. Сухомлинский.
В современном мире дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях стремительно меняющейся жизни, человеку необходимо обладать знаниями, а самое главное уметь добывать эти знания и владеть ими, мыслить самостоятельно и творчески. Любой из нас, будь то педагог или родитель, стремиться к тому, чтобы их воспитанники могли без особых причин общаться с окружающими его людьми, ориентироваться в любой окружающей ситуации, разрешать возникающие трудности, быть самостоятельными и творческими личностями. В работе с дошкольниками всегда было важно уделять внимание всестороннему развитию личности ребёнка, а также его готовности к обучению в школе.
Публикация «Использование метода интеллект-карт в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Реализация новых образовательных задач, определённые Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДОО, предусматривает соблюдение ряда психолого-педагогических условий, направленных на создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, а также развитию способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим с собой, другими детьми, взрослыми и миром. Поэтому возникает необходимость поиска новых средств, различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками таких качеств как личность, любознательность, самостоятельность, активность, инициативность.
Помимо разнообразных общепринятых активных средств и методов обучения в организованной образовательной деятельности с дошкольниками, в своей работе я использую ещё один метод, метод интеллект-карта. Этот метод я начала применять год назад, после прохождения обучающего курса «Интеллектуальные карты в ДОУ» в ЦИТ. После недолгой работы с детьми по интеллект – картам я поняла, что этот метод обеспечивает высокую познавательную активность детей, способствует развитию связной речи.
Интеллект - карты (в оригинале Mind maps) это разработка Тони Бьюзена - известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.
Интеллект – карта (или карта ума) – это метод запоминания предоставляемой информации, с помощью которой у детей развиваются творческие, речевые способности, а также активируется мышление. Метод интеллект – карта помогает детям более чётко увидеть и понять окружающий мир, помогает упорядочить информацию, которую ребёнку предстоит усвоить, разбить её на конкретные образные единицы.
Метод интеллект - карт основывается на наглядно-образном мышлении детей, который является основным в дошкольном возрасте.
К. Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Результативность использования метода интеллект - карт в образовательном процессе связана со структурой головного мозга у человека, отвечающего за целостное мышление. Целостное мышление в головном мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно.
Информация на интеллект - карте представлена для детей в виде картинок, ее можно просмотреть «одним взглядом». При получении информации по интеллект – карте у детей возникает радиантное мышление (процесс мышления осуществляется в образах или ключевых словах). При запоминании информации – возникает ассоциативное мышление, именно ассоциативное мышление является основой творческого процесса, который происходит в голове человека. Мышление образами преобладает в дошкольном возрасте.
Метод интеллект - карты в образовательной деятельности дошкольников, даёт огромные положительные результаты. Использование таких карт позволяет осуществлять интеграцию областей : социально - коммуникативную, познавательную, художественно- эстетическую, а также развивает связную речь у детей.
Правила использования интеллект – карты в образовательном процессе с дошкольниками
При использовании метода интеллект - карты в образовательном процессе с дошкольниками, существуют следующие ключевые моменты, без которых этот метод не будет эффективным:
1. Наглядность. Непосредственное восприятие предметов и явлений облегчает усвоение материалов.
2. Привлекательность. Каждая интеллект-карта должна иметь свою эстетику, чтобы её хотелось рассматривать не только с интересом, но и приятно.
3. Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект - карта легко запоминается.
При составлении любой интеллект – карты есть определё нные требования:
• Для создания интеллект - карт используются только цветные карандаши, фломастеры и т. д.
• Данная тема или главная идея обводится в центре страницы. Для её изображения можно использовать рисунки, картинки.
• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра
ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
• Над каждой линией – ветвью пишется одно ключевое слово.
• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
• Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
Наглядность для детей представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.
Существует последовательность работы при составлении интеллект - карты :
1. Обозначается тема (мебель, посуда, домашние животные и. т. п.)
Дети называют слова-существительные, находят подходящие картинки. К каждому существительному подбираются слова-признаки.
2. К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-действия.
Дети по составленной интеллект - карте при любом варианте составляют предложения.
В своей педагогической практике интеллект - карты применяю в направлениях:
1. В развитии связной речи. Составление рассказов по интеллект – карте. При составлении рассказов дети самостоятельно и последовательно выражают свои мысли, становятся более активными при разговоре, также у деток формируется умение отвечать на вопросы распространённо, словарный запас слов превращается из пассивного в более активный, он точен и разнообразен.
2. В закреплении и обобщении изученного материала (темы). Создание обобщённой интеллект – карты. Составление интеллект - карт может быть как индивидуальной работой, так и коллективной.
3. В проектной деятельности. Сбор материала о предмете или объекте. Создание интеллект – карты в ходе обсуждения предмета или темы. Выполняя данное задание, у детей развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение. Работа проводится, как индивидуально, так и коллективно.
При использовании метода интеллект – карты в образовательном процессе с дошкольниками всегда есть цель :
Развитие речевых, познавательных и творческих способностей детей в процессе изготовления интеллект – карты.
А также имеются три важных задачи:
1. Образовательная :
- Создание благоприятных условий способствующих наиболее полному раскрытию речевых и познавательных способностей ребёнка.
- Формирование грамматического строя речи, связной и звуковой культуры речи.
2. Развивающая: развитие познавательного интереса у ребёнка, логического мышления, памяти, творческого воображения.
3. Воспитывающая: воспитывать в детях самостоятельность, трудолюбие, любовь создавать что-то новое, интерес к творчеству.
Создание интеллект – карты с детьми.
Вместе с детьми составляем из картинок небольшую по содержанию интеллект – карту, отражающую одну тему, имеющую небольшое направление, либо квалификацию. После пытаемся собрать сложнее интеллект - карту, где дети сравнивают, сопоставляют предметы, располагают в пространстве, ищут количественное определение общих частей, учатся анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов.
При создании интеллект – карты у детей, наблюдаются положительные показатели, такие как:
- Живой интерес к самостоятельному размышлению, к познанию;
- Речевая активность, требующая общение;
- Дети стали более осознанно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей;
- Обогащение детских ассоциаций, развитие воображения;
- Пополнение и активизация словарного запаса.
Кроме того в этом виде деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, творческие способности.
Безусловно, я планирую продолжать работу с детками в данном направлении.
Список литературы
1. Копыл В. И. Карты ума. Издательство: Харвест 2006, 64с.
2. Тони и Барри Бьюзен. Супермышление. Издательство: «Попурри» 2014
3. Сохина, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста / – М., 1984.
4. https://www.mind-map.ru/
5. https://bershadskiy.ru/index/intellekt_karty_v_obrazovanii/0-33
6. https://festival.1september.ru/articles/602963/