Шевченко Олеся
Использование материалов М. Монтессори на логопедических занятиях с детьми
▼ Скачать
В условиях образовательных реформ, использование этой методики на базе дошкольного учреждения, обеспечивает комплексное решение целей и задач дошкольного образования, ориентация на индивидуальность ребенка, личный рост, развитие способностей.
Главный принцип системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку самому найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть заложенные в него природные способности.
Публикация «Использование материалов М, Монтессори на логопедических занятиях с детьми» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Основная цель внедрения элементов методики М. Монтессори в логопедическую работу : создать условия, позволяющие включить компенсаторный механизм и облегчить коррекцию сенсомоторных и речевых недостатков посредством использования дидактических Монтессори - материалов.
Задачи:
Создать базу для формирования сенсорных представлений и эталонов, как предпосылку умственного развития.
Стимулировать развитие различных анализаторов - визуального, слухового, осязательного, кинестетического.
Решать образовательные задачи с помощью Монтессори - материалов.
Сформировать учебные навыки: познавательный интерес, способность к длительному сосредоточению, работоспособность, произвольность.
Развивать эмоциональную сферу и создавать положительную мотивацию на организованную деятельность.
Важнейший элемент педагогики Монтессори - это развивающая среда. Развитие индивидуальных способностей личности и его самостоятельности в процессе освоения различных умений и навыков посредством специально разработанного и предложенного дидактического материала.
Дидактические материалы, их цель и задания
«Шершавые буквы»
Шершавый алфавит основан на тактильном восприятии предметов. Ощупывая буквы, ребенок уже начинает писать, а точнее осваивает заданные движения. Эти движение руки как бы «отпечатывается» в голове ребенка. К сенсорному восприятию добавляется визуальное (ребенок видит букву). Плюс к этому буквы проговариваю, так что ребенок воспринимает их и на слух.
Цель: формирование образа букв и его звучания.
Задание: имитирование написания буквы, проведением указательным пальцем вдоль буквы с одновременным произнесением данного звука. Называние слов, начинающихся с данного звука.
Сравнение букв по размеру.
Цель: формирование образа букв и его звучания.
Задание: тактильное определение буквы без зрительного контроля.
Цель: формирование образа букв и звучания звуков.
Задание: написание буквы по аналогии на шершавой поверхности.
«Подвижный алфавит»
Работа ребенка с этим материалом заключается в соотнесении звука и буквы и складывании слов на слух, освоение метода письма и чтения через последовательное соединение букв.
Цель: дифференциация гласных и согласных звуков.
Задание: называние буквы, определение гласного или согласного звука с последующим объяснением.
Цель: узнавание образа буквы.
Задание: внимательно рассмотреть и определить по видимой части букву.
Цель: формирование образа букв.
Задание: обнаружить в сухом бассейне и назвать найденную букву.
Цель: тактильное различение букв с помощью волшебного мешочка.
Задание: предварительное рассмотрение и называние букв, дальнейшее определение букв на ощупь.
Цель: формирование звуко-буквенного анализа слова.
Задание: составление слов с помощью подвижного алфавита.
Цель: формирование звукового анализа.
Задание: определение первого звука в названии предмета.
Цель: формирование звукового анализа.
Задание: определение первого звука в названии предмета.
«Сухой бассейн»
Для развития мелкой моторики необходимо сочетать пальчиковую гимнастику с самомассажем кистей и пальцев. Это пособие так же направлено на развитие тактильного гнозиса букв.
Цель: узнавание образа буквы.
Задание: внимательно рассмотреть и определить по видимой части букву.
Цель: формирование образа букв.
Задание: обнаружить в сухом бассейне и назвать найденную букву.
Цель: формирование звуко-буквенного анализа слова.
Задание: составление слов с помощью подвижного алфавита.
Цель: формирование звукового анализа
Задание: определение первого звука в названии предмета.
«Рамки»
Рамки с различными видами застежек: большими и маленькими пуговицами, молнией, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, булавками, кнопками, липучкой.
Цель: развитие мелкой моторики, усидчивость, подготовление руки к письму.
«Шумящие коробки» - для развития слухового восприятия.
Набор из двух коробок, содержащих шесть цилиндров.
Цель: развитие фонематического слуха; восприятие и дифференциация шумовых различий.
Задание: поочередное сотрясение коробочек с последующим определением аналогичного звучания.
Игровые панели
Игровая деятельность с использованием этих панелей, способствует усвоению необходимых способов для развития координации движений, концентрации внимания, развития мышления, развития речи.
Игровая панель «Кольцеброс»
Цель: развитие координации движений; развитие зрительного и пространственного восприятия; развитие ловкости, меткости, точности глазомера; развитие внимания, сосредоточенности, целеустремленности; формирование умения рассчитывать расстояние.
Задание: на каждый из штырей накинуть кольцо из цветного жгута с деревянным шариком внутри, окрашенным в тот же цвет (цвет штыря).
Игровая панель «Мольберт прозрачный»
Цель: развитие моторики рук в целом и развитие мелкой моторики пальцев, координации движений и сенсорно-моторной координации, развитие воображения; активизация мыслительных процессов.
Задания: рисование, обводка по контуру рисунка, написание букв, обведение букв, штриховки.
Игровая панель «Ленивая восьмерка»
Цель: развитие зрительно-моторной координации; пространственной ориентации; становление целенаправленности и саморегуляции своих действий; стимулирование межполушарного взаимодействия функций головного мозга; улучшить восприятие, зрительный гнозис.
Задание: лабиринт можно двигать в воздухе, можно положить на стол или на пол; шарик должен катиться по «дорожке» и не выскакивать за контр.
В результате использования элементов методики Монтессори у детей формируются такие качества: уверенность в себе, позитивная самооценка, высокая познавательная мотивация, умение делать выбор исходя из реальных потребностей, способность концентрироваться на работе, трудолюбие и самостоятельность, умение общаться.
Использование элементов методики М. Монтессори в логопедической работе позволяет через сенсомоторное развитие ребенка, умение концентрировать внимание и сосредоточенно работать, умению контролировать себя, свою деятельность и поведение, а также формировать речь и мышление.