Юлия Бутова
Консультация на тему «Использование малоподвижных игр в подготовке старших дошкольников к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Старший дошкольный возраст – важный этап развития и становления личности ребенка.
В этот период происходит значительная перестройка в работе всех систем детского организма (нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной и др., формируются новые психологические механизмы деятельности и поведения, закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка. К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника.
Публикация «Консультация на тему „Использование малоподвижных игр в подготовке старших дошкольников к обучению в школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Малоподвижные игры
- Старшая группа
- Темочки
Следовательно, подготовка ребенка к школьному периоду развития – одна из важнейших задач дошкольного обучения. И здесь главным условием успешности решаемой задачи является целенаправленное руководство этим процессом со стороны взрослых (детского сада и семьи).
В связи с этим задача подготовки детей к школьному обучению является одной из ведущих в нашей работе со старшими дошкольниками, особенно с детьми подготовительной группы.
Данные педагогических наблюдений и психологических обследований показали, что у детей подготовительной к школе группы отмечается сниженный уровень развития произвольной сферы, мелкой моторики и зафиксировано неустойчивое внимание.
Необходимо расширить формы коррекционно-развивающей работы с этими детьми. За основу берём игровую деятельность, так как игра органически присуща детскому организму.
Существуют разные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, силу и т. д. Из всего их многообразия мы выбираем игры малой подвижности. Они являются отличным дополнением к учебному процессу для развития важнейших психических свойств и качеств личности ребенка, таких как наблюдательность, внимание, произвольное поведение, быстрота реакции, волевые качества, творческие способности.
В педагогической практике при проведении физкультурных занятий содержание заключительной части достаточно однообразно: это в основном разные виды ходьбы по залу, дыхательные упражнения, 3-4 игры малой подвижности («Узнай по голосу», «Найди и промолчи», «Будь внимательным», несколько хороводных игр. А существующие коррекционные игры рассчитаны в большей степени на индивидуальную работу с ребенком или с небольшой подгруппой детей. Поэтому, исходя из цели исследования, нам необходимо не только подобрать, но и переработать содержание игр малой подвижности и их организацию.
При подборе игр малой подвижности учитывались результаты педагогических наблюдений и психологических обследований детей. На их основе были определены развивающие задачи, и выделены группы игр на развитие:
- внимания (слухового, моторно-двигательного,
- мелкой моторики,
- наблюдательности,
- произвольного поведения и волевых качеств,
- тренировку быстроты реакции и координации движений.
Игры той или иной группы постепенно вводятся в физкультурные занятия. Каждая игра используется 1-3 раза в неделю в зависимости от сложности, длительностью 2-2,5 минуты.
Нужно отметить, что проведение таких игр в заключительной части занятия после игры высокой подвижности является наиболее эффективным. Всплеск двигательной активности, эмоций сменяется более спокойными движениями и выполнением заданий на развитие психических процессов.
Пример:
Игра «Палочки».
Цель: развитие мелкой моторики, способности к согласованному взаимодействию.
Описание игры. Палочки (обычно счетные в количестве 30 штук) рассыпают на коврике. Участники игры по очереди выбирают их, чтобы рядом лежащие не сдвинулись с места. Если ребенок, выбирая палочку, неосторожно пошевелил соседнюю, очередь переходит к следующему игроку. Кто из играющих взял больше палочек, тот и выиграл.
Примечание: чтобы рассыпать палочки, надо сначала зажать их в руке, а затем быстро разжать пальцы.
Игра «Слушай хлопки».
Цель: развитие слухового внимания, произвольного поведения, самоконтроля.
Описание игры: Движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды ведущего: один хлопок – принимают позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны); два хлопка – позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки в стороны); три хлопка – возобновит ходьбу.
Для повышения интереса детей и результативности работы в процессе проведения игр вводится музыкальное сопровождение, используются различные атрибуты. Педагоги оказывали необходимую помощь тем детям, у которых что-то не получалось (показ отдельных приемов, поощрения детей).
Литература:
1. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. / С. А. Козлова. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. / Л. И. Катаева. – М. ; «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000.
2. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М. ; ВЛАДОС, 2002.
3. Осипова А. А., Малашинская Л. И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. – ТЦ Сфера, 2002.
4. Сиротюк А. Плоды просвещения // Дошкольное воспитание - 2006, № 1.