Татьяна Калашникова
Использование лэпбука в практической деятельности учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование Лэпбука в практической деятельности учителя-логопеда по формированию слоговой структуры слова»
Нарушение слоговой структуры слова - это одно из разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Характеризуется этот дефект речевого развития в том, что ребенок испытывает трудности в произношении слов сложной слоговой структуры. Нарушение слоговой структуры слов выявляется при логопедическом обследовании детей с ОНР, но может быть также и у детей с ФФН. Вопросы этиологии и патогенеза данного специфического нарушения фонетической стороны речи в литературе освещены недостаточно. В анамнезе детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, отмечается задержка речевого развития в раннем возрасте и появление первых слов в усеченной форме.
Темочки:
Нарушение слоговой структуры слов сохраняются у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко- слоговой и морфологической структурой слова (например, мотоциклист, парикмахерская).
Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи. О важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.
Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Чётко выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова.
Для плодотворной работы с дошкольниками предлагаю использовать Лэпбук «Слоговая структура слова (14 типов)» по слоговой структуре слова. Данное дидактическое пособие предполагает работу на уровне слова.
На начальном этапе при низком уровне речевого развития основной задачей является накопление элементарного экспрессивного словаря путем вызывания у детей подражательной речевой деятельности, а также расширение объема понимаемой речи.
После того как у ребенка возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо добиваться от него воспроизведения ударного слога, а затем и интонационно- ритмического рисунка одно-, двух- и трехсложных слов. Следует обратить внимание и на формирование связного высказывания- объединение двух слов в одно предложение.
С детьми, имеющими более высокий уровень речевого развития, работу над слоговой структурой и звукопроизношением можно проводить параллельно. Большое внимание уделяется развитию слухового восприятия и подготовке артикуляционной моторики. Усложняя работу, вводятся слова со стечением согласных звуков (все звуки ребенок должен произносить правильно). Работа над слоговой структурой слова подкрепляется наглядностью.
ЛЭПБУК представляет из себя развивающую книгу (игрушку-самоделку, которая посвящена теме «Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у дошкольников». ЛЭПБУК информативен, вариативен и полифункционален. Он обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, обладает дидактическими свойствами. Материал в ЛЭПБУКе можно менять и добавлять. В ЛЭПБУКЕ 14 игр по формированию и развитию слоговой структуры слова для детей по материалам учителя-логопеда Мининой Л. А. Последняя страница ЛЭПБУКА посвящена мини-игре по формированию всех 14 типов слоговой структуры. Размер ЛЭПБУКА формат А3. Выполнен из плотного картона и различных картинок.