Ирина Мироновская
Использование лэпбука для ранней профориентации детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу - знакомство детей с различными профессиями взрослых, т. е. введение дошкольников в профориентацию, чтобы ребенок в будущем мог быть успешным в профессиональной среде.
Публикация «Использование лэпбука для ранней профориентации детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Младшая группа
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Профессиональная ориентация - это система мероприятий, направленная на ознакомление дошкольников с максимальным количеством профессий, оказание помощи подрастающему поколению в выборе профессии, с учетом его индивидуальных возможностей, особенностей, способностей и интересов.
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, но дошкольный возраст рассматривается, как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Именно тогда примеряются роли доктора, повара, продавца, шофера, инспектора госавтоинспекции, педагога и других специальностей, которые видит ребенок вокруг себя. Задача воспитателей в детском саду не только раскрыть перед дошкольниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и таланты с работой взрослых.
Одна эффективных форм работы с дошкольниками по ранней профориентации - это использование лэпбука. Лэпбук – это самодельная книжка-раскладушка или папка, в которой есть кармашки, конвертики, мини-книжки, гармошки, элементы, которые можно вращать и выдвигать, различные застёжки, лупа, карандаши, блокнот для записей. Ребята могут сами брать и перекладывать, застегивать и передвигать, закрывать и открывать, складывать и раскладывать по своему усмотрению все то, что находится в этой «книге». Лэпбук "Профессии" - это дидактическое пособие для ребят - дошколят. Он помогает расширить кругозор детей, обогатить их жизненный опыт, сделать более яркими и насыщенными игры "в профессии", развивает познавательные способности детей : внимание, память. мышление, обогащает словарный запас: заставляет ребенка логически мыслить, развивает связную речь, активизирует память. В дошкольном возрасте дети большую часть времени играют, поэтому лэпбук – это одна из форм ознакомления малышей с профессиями взрослых людей.
Чем привлекательна эта форма работы?
• Пособие универсально: его можно использовать в организованной учебной деятельности для презентации нового материала, а также для закрепления полученных знаний на подгрупповых и индивидуальных занятиях, в свободной и самостоятельной деятельности детей.
• Кармашки с дидактическим материалом могут пополняться в течение всего учебного года.
• Можно выбирать задания и игры дифференцированно, под силу каждому ребенку.
• Развивает креативность и творческое мышление у воспитанников.
• Возможно привлечение семьи к данной работе (вопросы для родителей расширяют картину мира знаний о профессиях детей, гармонизируют детско-родительские отношения).
Содержание лэпбука :
1. Задание «Собери дом», «Соедини половинки». (разрезные картинки). (Участникам игры предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получилось целое изображение.)
2. Задание «Подбери предметы для каждой профессии». (Дети расширяют знания о предметах необходимых человеку определенной профессии)
3. Пословицы и поговорки о профессиях. (Дети размышляют о значении труда в жизни человека).
4. Задание «Стихи о профессиях». (При помощи карточек - стихов, ребенок быстро запомнит профессии и научится их различать.)
5. Задание «Загадки о профессиях». (Расширяют представления о профессии : о деятельности людей, которые занимаются своей работой, о форменной одежде и атрибутах, которые им требуются для работы.)
6. Задание «Раскраски профессии». (Способствуют проявлению творческой активности, воображения, развивают мелкую моторику рук.)
7. Задание «Найди пару». (Игра учит вычленять предметы отличные от других по определенным признакам, анализировать и делать простейшие выводы)
8. Задание «Ребусы». (Расширяют и активизируют словарь детей, способствуют развитию логического мышления, внимания, памяти).
9. Задание «Мнемотаблица "Расскажи -ка"».
10. Вопросы для родителей:
- Расскажите ребенку какой-нибудь эпизод из своей жизни (смешной или познавательный) связанный с какой-либо профессией.
- Выполняете ли вы дома какие-то работы, близкие к профессиям? Чем пользуетесь?
- Какие профессии у ваших знакомых, родственников? Расскажите ребенку об этом.
- Изобразите без слов человека какой-нибудь профессии, а ребенок отгадает его.
Вывод: Используя «лэпбук» можно добиться следующих результатов:
1. Он помогает ребенку лучше понять и запомнить материал, формирует познавательный интерес.
2. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе.
3. Способствует развитию творческих способностей, развитию речи, мелкой моторики.
4. Объединяет детей, педагогов и родителей, т. е. несет социальную направленность, гармонизирует отношения.
5. Позволяет объединить всю группу детей для увлекательного и полезного занятия. Может быть формой представления итогов проекта и тематической недели.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Проводимая профориентационная работа с использованием такой формы как лэпбук позволяет в игровой форме создать фундамент для детей, базовое представление и понятие о труде взрослых людей, подвести ребят к пониманию, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни, а также формируют интерес в игровой деятельности «попробовать» себя в разных профессиях.