Маргарита Красных
Использование логоритмики с элементами биоэнергопластики в системе оздоровления и коррекции речевых нарушений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1. Сл.
Здравствуйте коллеги.
Мы хотели бы вам представить наш опыт работы по теме:
«Использование логоритмики с элементами биоэнергопластики в системе оздоровления и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
2. сл
Темочки:
- Биоэнергопластика в работе с детьми
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Логопедия. Работа логопеда
- Логоритмика. Логопедическая ритмика
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
«Развивая систему движений, мы влияем и на психические процессы поскольку речь не только высшая форма психической деятельности, но и высший моторный акт, то, развивая двигательную систему, мы развиваем речь» А. В. Запорожец
3 сл.
Актуальность
На сегодняшний день статистика показывает, увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии. В связи с этим возрастает необходимость в своевременном оказании помощи в исправлении речевых нарушений - одна из важных задач современного дошкольного образования. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. В своей работе мы активно используем различные методы и приёмы. Помимо традиционных музыкальных и логопедических занятий по коррекции нарушений речи, используем такой эффективный метод, как логопедическая ритмика с элементами биоэнергопластики.
4 сл.
Особая роль в дошкольном воспитании отводится развитию двигательных, умственных и речевых умений. Всё это поможет ребенку полноценно общаться со сверстниками, наладить контакт со взрослыми, всесторонне развиваться, быть уверенным в себе, в своих силах.
5сл. Исследованиями установлено, что дети с речевыми нарушениями часто имеют и двигательные расстройства: нарушении координации движений, изменения мышечного тонуса, несфoрмированности общей, мелкой моторики. Дети часто неуклюжи, раскoординированы, плохо ориентируются в пространстве и в схеме собственного тела. При увеличении динамической нагрузки падает качество движений. И тогда мы задумались: а нельзя ли объединить эти две важные области детского развития?
6 сл
Что такое логопедическая ритмика?
Логопедическая ритмика–это новый способ коррекции речи, построенный на системе физических упражнений, в основе которых лежит связь между словом (речью, музыкой и движением.
Основные задачи логоритмики
Использование средств логоритмики в работе по развитию речи позволяет решить следующие задачи:
Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики Формирование правильного дыхания
Развитие способности ориентироваться в пространстве
Выработка чётких координированных движений во взаимодействии с речью
Развитие фонематического слуха, просодических компонентов
Формирование навыка релаксации Развитие и коррекция музыкально-ритмических движений
6 сл
Основные направления логоритмической работы
В логоритмике работа ведё тся одновременно в двух направлениях: Первая группа направлена на развитие неречевых процессов, то есть на развитие общей и мелкой моторики, координации движений, ориентировки в пространстве; регуляции мышечного тонуса; активация всех видов внимания и памяти.
Другая группа представляет собой непосредственно речевые упражнения, развивающие правильное дыхание, способность управлять голосом, артикуляцию и мимику, восприятие речи, а также правильное звукопроизношение, темп и интонацию речи.
7сл
Структура и содержание занятий по логопедической ритмики
Логоритмические занятия состоят из трё х частей: подготовительная, основная и заключительная часть. Каждое занятие проводится по лексической теме в игровой форме.
Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения.
8сл.
Подготовительная часть, занимает 3-5 минут. Она подготавливает организм к основной речевой и моторной нагрузки и включает различные виды упражнений:
• разные виды ходьбы и бега, используются упражнения с перешагиванием через препятствие. С помощью этих упражнений дети учатся ориентироваться в пространстве, улучшается координация движений. Все задания проводятся под музыку.
9 сл.
Основная часть занимает от 10 до 15 минут и включает в себя следующие виды упражнений:
10 сл. • Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса, которые развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
11. сл• Дыхательная гимнастика помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
12 сл• Упражнения на развитие чувства темпа. Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопки, удары в бубен, взмахи руками. Затем включаются движения ногами, ходьба, бег. Прежде всего, отрабатываются два темпа движений - медленный и быстрый, затем вводится понятие «ускорение» и «замедление» темпа.
13 сл• Упражнения на развитие мелкой моторики. Развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.
14 сл• Пальчиковые игры или игры с мелкими предметами, проводятся под музыку – тексты пропеваются или музыка звучит фоном.
15 сл• Фонопедические и оздоровительные упражнения. Развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
16сл• Упражнения на развитие речевого внимания и памяти. Игровые упражнения, помогают активизировать, расширять и переключать внимание и тренируют память. Любому ребенку важно научиться распределять своё внимание между несколькими видами деятельности. Развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая.
•17сл Речевые упражнения. Речевые упражнения используются на логоритмических занятиях с музыкальным сопровождением и без него. Их задача ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текс в этих упражнениях является ритмичной основой для выполнения определенных движений.
•18 сл Игры на музыкальных инструментах. Игра на детских музыкальных инструментах помогает развитию мелкой моторики и слуха, формирует чувство музыкального ритма, улучшает внимание, память.
•19 сл Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
•20 сл, 21 сл Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Во время выполнения артикуляционного упражнения рука ребенка показывает, в каком положении находится органы артикуляции – язык, нижняя челюсть, губы, щёки. Такие упражнения активизируют интеллектуальную деятельность, координацию движений и мелкую моторику. Поддерживает эмоциональный настрой и интерес детей к выполнению артикуляционной гимнастики.
Сопряженная работа пальцев кистей рук и артикуляционного аппарата, в котором случае сами движения рук имитируют движения речевого аппарата и данный комплекс упражнений согласно принципу биоэнергопластики в первую очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.
Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения и развития фонематических процессов.
22 сл Заключительная часть занимает от 2 до 7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, спокойная ходьба, релаксационные упражнения.
23 сл.
Использование нами, вышеперечисленных технологий при проведении коррекционно-логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом.
Подводя итоги, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.