Юлия Ленченко
Использование логопедического тренажера «Дельфа» при коррекции просодики у дошкольников с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день актуальной проблемой среди детей дошкольного возраста является нарушение речи при дизартрии, которая имеет тенденцию к большому росту. При дизартрии речь характеризуется невнятностью, которая возникает из-за нарушения функционирования артикуляции, голосообразования и расстройства речевого дыхания. А так же страдают все компоненты просодической стороны речи : это пауза, темп, речевое дыхание, интонация, тембр, мелодика, высота голоса, модуляция, сила голоса, дикция, логическое ударение, ритм и полетность голоса. Нарушение просодии распространенная речевая патология у детей. Нарушение просодии в основном входит в структуру других сложных речевых дефектов, в том числе и при дизартрии.
Публикация «Использование логопедического тренажера „Дельфа“ при коррекции просодики у дошкольников с дизартрией» размещена в разделах
- Дизартрия
- Логопедические игры
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Проблемой нарушения просодической стороны речи занимались такие ученые, как Флоренская Ю. А, Бехтерев В. М, Власова Н. А, Чаянова Е. В, Са-мойленко Н. С и другие знаменитые ученые. По их мнению, просодическая сторона речи оказывает значительное влияние на интеллектуальное, физическое, эстетическое и моральное воспитание детей.
Нарушение просодии распространенная речевая патология у детей. Нарушение просодии в основном входит в структуру других сложных речевых дефектов, в том числе и при дизартрии. Нарушения просодии на сегодняшний день достаточно изучены, как отечественными учеными, так и за рубежом (Монделаерс Б. Ж., Колер К., Швабе К. и др.).
Сейчас компьютер, компьютерные программы и все устройства, связанные с компьютером, являются средством, которое облегчают общение, обучение и самореализацию не только детей с ОВЗ. В настоящее время нельзя представь занятия без мультимедийного оборудования, логопедический тренажер «Дэльфа-142.1» не является исключением. Использование компьютеров на занятиях уже давно стало частым явлением, так как одновременное представление и воспроизведение информации в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминание и обрабатывание данных с огромной скоростью позволяет человеку решать различные задачи своей деятельности.
Информационные технологии, в виде компьютерных тренажеров, одно-значно, нужно применять и к детям с нарушением речи. Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда – использование логопедического тренажёра «Дэльфа -142», которые помогает повысить мотивацию и активность ребёнка, помогает создавать эффект наглядности во время занятия, а также способствует развитию внимания детей.
Данный тренажер представляет собой комплекс программ по коррекции всех компонентов речи. С помощью этих программ можно работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи, в том числе и коррекции просодической стороны речи. Все необходимые типы упражнений и речевой материал в процессе коррекции речевых нарушений можно неоднократно дублировать. Материалы этого тренажера можно использовать в качестве стимульного материала для занятий различной направленности (картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь). Он позволяет работать на разных уровнях сложности и в зависимости от возможностей ученика, вместе с логопедической работой осуществляется и дефектологическая работа по коррекции восприятия, внимания, памяти.
В программе учитываются особенности зрительного восприятия детей с нарушениями речи, ОДА и детей с интеллектуальными задержками. Так же это можно отнести к формам и размерам картинок и слов, ко времени демонстрации материала на экране, т. е. все упражнения можно подстроить индивидуально под ребенка.
Система оценок объективная, и она не предполагает разночтения. В то же время она мягкая и корректная. В программе предусмотрен режим подведения итога для того, чтобы ребенок мог оценить результаты своей работы.
В данном тренажере представлены упражнения, которые направлены на коррекцию и совершенствование всех компонентов речи. Помимо того, есть возможность использования ряда принципиально новых заданий, которые направлены на формирование связной речи.
При помощи тренажера можно сформировать необходимый навык в ходе многочисленного повторения упражнений, причем у детей закрепляется устойчивый интерес к выполнению заданий. Тренажер – это игра.
Так как ведущим видом деятельности детей с речевой патологией в начальных классах является переходных вид от игровой к учебно-игровой. И компьютер как раз таки используется в рамках этой ведущей деятельности дошкольников и младших школьников.
С помощью этого логотренажера можно работать по следующим направлениям:
- коррекция речевого дыхания;
- коррекция голоса;
- коррекция силы голоса;
- работа по формированию умения изменять силу голоса;
- коррекция звукопроизношения;
- работа над звукобуквенным составом слова;
- работа над слоговой структурой слова;
- работа над словесным и логическим ударением;
- отработка дифференциации согласных звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости;
- работа по устранению назального оттенка голоса;
- работа по формированию обобщенного лексического значения слова;
- коррекция лексико-грамматического компонента речи;
- работа по формированию и развитию навыков чтения;
- работа по расширению словарного запаса;
- развитие связной монологической речи и др.
С помощью тренажера можно :
- вносить игровые моменты в занятия по коррекции речевых нарушений;
- дублирование необходимых упражнений многократно;
- использование различного стимульного материала (картинка, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь);
- работать по разным уровням сложности, в зависимости от возможностей ученика;
- осуществлять логопедической работы совместно с коррекцией психических функций.
Тренажер предлагает поэтапную систему автоматизации полученных навыков в коммуникативных ситуациях, проведение большой предварительной работы, что очень важно для занятий над просодической стороной речи у детей с дизартрией.
Как всем известно, ведущие звено в структуре речевого дефекта при ди-зартрии – это нарушение произносительного и просодического компонента речи. Логопедическая работа при дизартрии включает в себя несколько этапов.
1-й этап – подготовительный. Целью этапа состоит в подготовке артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Работа проводится по следующим направлениям:
- Нормализация голоса, для этого проводят голосовые упражнения, направленные на вызывание более сильного голоса.
- Нормализация речевого дыхания. С этой целью логопед проводит кратковременные упражнения по выработке более длительного, плавного, экономного выдоха. Затем закрепляются новые навыки в ортофонических упражнениях, которые объединяют артикуляционные, голосовые и дыхательные упражнения воедино (примерные упражнения представлены выше). Этот набор упражнений готовит артикуляционный, голосовой и дыхательный аппараты к формированию новых произносительных умений и навыков. Эти специальные упражнения вводятся для улучшения просодической стороны речи и являются обязательным элементом логопедического занятия.
Особое внимание уделяется подбору лексического материала при автоматизации и дифференциации дыхательных и голосовых упражнений. Важным моментом в работе логопеда является выработка у ребёнка самоконтроля за реализацией произносительных умений и навыков.
2-й этап – выработка новых произносительных умений и навыков. Работа ведется по дифференциации (дифференциация на слух; дифференциация артикуляции изолированных звуков; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).
3-й этап – выработка коммуникативных умений и навыков. На этом этапе работа ведется по выработке самоконтроля и тренировки правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях.
4-й этап – преодоление или предупреждение вторичных нарушений.
Все эти упражнения, описанные выше, дают возможность для коррекционной работы на разных этапах при устранении дизартрии. Они не отвлекают ребёнка от выполнения основного задания, создают положительный эмоциональный заряд и способствуют стабилизации нервно-психического равновесия.
Таким образом, все вышесказанное доказывает, что использование ло-готренажера «Дельфа-142» при коррекции просодии дает возможность внед-рять систему обучения в занятия поэтапно, многократное повторение упражнений без утомляемости, что очень важно, развивать все компоненты речи в игровой форме, и это носит широкое распространение этого устройства в обучении. С помощью логотренажера «Дельфа-142» на индивидуальных занятиях осуществляется индивидуальный подход к обучению каждого ребёнка, а так же учитываются реальные возможностей и зоны ближайшего развития. Применение компьютерных программ на логопедических занятиях дает возможность активизации компенсаторных механизмов детей, что в дальнейшем способствует развитию речи.