Светлана Лапшина
Использование литературных произведений в организации детской познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте! Уважаемые коллеги!
Тема моего выступления «Использование литературных произведений в организации детской познавательно-исследовательской деятельности»
В последние годы заметно снижается интерес к книге у взрослых и детей. У этого явления различные причины: влияние интернета и телевидения, что ведет к изменению жизненных ценностей и позиции взрослого по отношению к совместной читательской деятельности с детьми, утеря традиций семейного чтения.
Публикация «Использование литературных произведений в организации детской познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Одна из основных задач педагогов – находить интересные формы работы по приобщению детей к чтению и новые подходы в ознакомлении с художественной литературой, увлекая этим дошкольников и их родителей.
Один из методов работы нашего детского сада по ознакомлению с художественной литературой, это использование литературных произведений в организации детской познавательно-исследовательской деятельности.
Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности к экспериментированию.
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе
Знакомство детей с произведениями художественной литературы, служит базовой основой познавательно-исследовательской деятельности. В работе с детьми мы используем сказки и рассказы, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал, которые являются эффективным педагогическим средством.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, расширят знания ребенка об окружающем мире, воздействует на личность ребенка – природного исследователя окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Сегодня, мы хотим вам показать, каким образом можно организовать детскую опытно-экспериментальную деятельность на основе литературных произведений (сказок различных жанров и направлений).
Подбираем произведения с таким содержанием, на основе которого можно развернуть детское исследование. К таким литературным произведениям предъявляется ряд требований:
• интересный сюжет;
• соответствие возрасту детей;
• наличие динамики, загадки, недосказанности;
• включение в исследование.
Сначала читается та часть литературного текста, которая вводит детей в определенную ситуацию. Затем чтение произведения прерывается, и воспитатель помогает детям выдвинуть цель «Чем можем помочь и как?». Затем следует выбор гипотез для практической проверки, обсуждается полученный результат, реальная возможность применить его в данной ситуации. Далее педагог дочитывает произведение. Например:
Сказка Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» и сказка «Зеленый ежик» вдохновили нас на исследовательский проект «Экоживчик-экочудик», где воспитанники наблюдали за фазами развития растения семян газонной травы до появления первых побегов, выявили (выяснили) условия, влияющие на рост растения «Травянчика», изучили историю «Травянчиков», освоили различные способы изготовления изделия посредством использования различных материалов.
Через сказку «Цветик-семицветик» педагог помогаем воспитанникам сделать выводы о том, что разбив вазу не обязательно загадывать желание ее восстановить, можно сделать красивую вазу и другие предметы, используя пластиковые бутылки. Так через исследовательский проект «Превращения пластиковой бутылки», воспитанники выяснили историю создания и применение пластиковой бутылки, какой вред она наносит окружающей среде и как сделать красивые вазы, горшки для цветов и другие предметы обихода из неё.
Читая рассказы В. Бианки «Кто сыт, тому голод не страшен», М. Пришвин «Птицы под снегом», воспитанники знакомятся с жизнью зимующих птиц. Через познавательно–исследователький проект «Зимние гости» воспитанники изучили жизнь зимующих птиц, повадки, внешний вид. Выяснили роль человека в жизни птиц, что птицам зимой очень трудно, нет еды, которую они могли бы сами себе добыть.
Рассказ Е. Чарушина «Кролик» помог в осуществлении познавательно-исследовательского проекта «Мой ушастый друг», где воспитанники изучают виды кроликов, знакомятся с биологическими особенностями кроликов, чем питаются, как заботиться о них.
14 октября в детском саду мы ежегодно отмечаем день рождение Винни Пуха, литературного персонажа и героя анимационных фильмов.
В мультфильме Винни Пух говорил, что какие –то неправильные пчелы, сделали неправильный мёд. А какой мед неправильный и какие пчелы? На эти вопросы, дал ответ проект «Дедушкин медок». Джуликьян Александр рассказал ребятам, какие пчелы обитают в нашем краю, что они неприхотливы, приспособлены к суровым погодным условиям. Их мёд цениться за экологичность. За короткое лето пчёлы должны много успеть, поэтому они крайне трудолюбивы. Мёд очень полезен, он помогает людям при многих болезнях, но полезным может быть только натуральный мёд. Саша показал ребятам, как с помощью опытов можно доказать, что дедушкин мед правильный (натуральный).
На основе этих идеи создана картотека «По следам сказок» с перечнем художественных произведений используемых при экспериментировании.
Художественная литература подобрана по следующим направлениям:
1. «Живая природа» (растения и животные как живые организмы, строение, функции и назначение их частей и др.).
Сказки: «Дюймовочка» Г. Х. Андерсена, «Вершки и корешки» русская народная, «Сказка о том, почему помидор стал красным» Е. Фартутдинова, «Огурцы» Н. Носов, «Хитрый огурчик» Я. Пинясов идр.
2. «Неживая природа» (воздух, вода, почва и др.).
Сказки: «Мойдодыр» К. Чуковского, «Дюймовочка» Г. Х. Андерсена, «Снегурочка» Александра Островского,
3. «Физические явления» (свет, звук, магнетизм и др.).
Сказки:
4. «Рукотворный мир» (материалы и их свойства).
Сказки: «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки, «Пузырь, соломинка и лапоть» В. Бианки, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Золотой ключик или Приключения Буратино» Алексея Толстого, «Колобок» русская народная,
Таким образом, мы убеждены, что сказка позволяет раздвинуть границы реального мира, и побуждает каждого ребёнка к деятельности. Ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником поисково-исследовательской деятельности.