Алла Максимовская
Использование лего-технологии в развитии речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи посредством конструирования становится актуальным в наше время. Для того чтобы развивать речь ребенка, с ним чаще надо играть.
Эффективность Лего-технологии.
Публикация «Использование лего-технологии в развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Развитие речи
- Лего. Конструктор LEGO
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Эффективность процесса речевого развития дошкольников, повышается путем использования LEGO -технологии во всех видах деятельности и в повседневной жизни дошкольников. Применяя LEGO –технологии в развитии речи детей, развивающий процесс становится более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая вызывает у них только положительные эмоции, приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала.
Практическая значимость конструктора Лего.
В процессе конструирования мы проговариваем названия элементов конструктора, их назначение, называем цвет кирпичиков, форму, их размер. Знакомимся с новыми деталями конструктора, способами соединения кубиков. Всегда комментирую свои действия. Обращаю внимание на новые конструктивные приемы, предлагаю рассмотреть получившееся сооружение, привлекаю детей к его анализу, затем предлагаю воспроизвести такую же постройку. Это способствует формированию у детей обобщенных представлений о конструируемых объектах, умений анализировать свойства предметов, развитию конструктивных навыков.
При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право»,«лево»,«сзади»,«спереди»,«под»,«над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т. д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами, что немало важным является для подготовки ребёнка к школе.
На занятиях как можно больше проговариваем, описываем и сам процесс конструирования: это может быть проигрывание в прогностическом варианте: «сначала построю дом, потом двор, во дворе гараж, а в гараже машину», или констатация сделанного: «… сделал машину, посадил водителя, построил мост…» и т. д. И то и другое способствует озвучиванию алгоритма конструирования и развития сюжета.
В процессе наблюдений за конструктивной деятельностью детей задаем вопросы, требующие развернутого ответа. В ходе ответов на вопросы у детей уточняются и обогащаются представления о предметах ближайшего окружения, развивается инициативная речь.
Дети с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям («Заполни пространство»,«Угадай, чья это часть?»,«Оживи свою модель» и другие). Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе.
Стимулируя развитие игровых ситуаций, детям даем речевой образец. Проговариваем вслух игровые действия. Можно установить правило – все игровые действия с фигурками конструктора LEGO необходимо проговаривать для своих партнеров по игре: что делаю? что хочу сделать? как буду делать? В ходе игровых действий дети получают практические навыки ролевого диалога, учатся договариваться друг с другом.
В процессе Лего-конструирования дети постоянно взаимодействуют друг с другом и с педагогом. У детей формируются навыки культурного поведения и положительных взаимоотношений. Также дети работают в парах, используя одну строительную пластину. Создавая модели вместе, дети учатся лидерству и кооперации, распределяют роли и используют разные идеи для создания более интересной игры. Если требуется помощь товарища или педагога, есть возможность закрепить с детьми формулы речевого этикета при обращении с просьбой, благодарения, ведь дети должны учиться выражать просьбу словами, благодарить за оказанную услугу. Все это способствует развитию речевого общения в совместной деятельности.
Постройки помещаем на выставку, фотографируем и показываем родителям.
Таким образом, использование конструктора LEGOспособствует развитию связной речи, формированию словаря, его активизации и обогащения. Развиваются коммуникативные навыки.