Мария Панова
Использование ковролинографии в развитии детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОВРОЛИНОГРАФИИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Панова Мария Юрьевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38 г. Кузнецка
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету», - так К. Д. Ушинский кратко и ёмко охарактеризовал эффективность использования наглядного материала в развитии дошкольников. У детей раннего возраста мыслительные операции ещё неотделимы от практических действий с предметом, поэтому я использую метод ковролинографии, который основан на свойственном раннему периоду детства наглядно – действенном характере мышления.
Публикация «Использование ковролинографии в развитии детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Фланелеграф, ковролинограф
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
В группе на стене я разместила ковролиновое полотно и изготовила наборы картинок, деталей из фетра, плоских игрушек с липучками, которые позволяют свободно и плотно прикреплять их к основе. Для каждого ребенка я сделала небольшие ковролинографы, действовать с которыми они могут там, где им удобно: за столом, на полу, держа на коленях.
Ковролинографпозволяет организовывать образовательную работу с детьми фронтально, по подгруппам и индивидуально,как в организованной деятельности, так и в совместной деятельности, в ходе режимных моментов.
В организованной образовательной деятельности ковролинографиспользую в качестве демонстрационного материала, а также для создания игровой мотивации и решения проблемно - игровых ситуаций («Даша идет в магазин», «Помоги зайчику», «Научим Машу одеваться»).Ковролинографвоспринимается малышами как яркая, интересная игрушка, а легкая сменяемость картинок и фигурок позволяет мне видоизменять изображение в зависимости от образовательной задачи и ситуации, благодаря чему мои развивающие занятия стали намного ярче и динамичнее. Индивидуальные ковролинографы позволяют детям не только наблюдать со стороны за действиями взрослого, но и самостоятельно выполнять разнообразные задания, проявлять самостоятельность, творчество.
Ковролинограф позволяет мне интересно проводить целенаправленную образовательную деятельность по всем разделам программы, интегрировано решать задачи разных областей ФГОС ДО.
Сенсорные способности – основа познавательного развития, поэтому в играх на ковролинографе обогащаю чувственный опыт детей, обучаю способам обследования предметов, выделяя их цвет («Подбери цветочки», «Найди такой же», «Что лишнее?», «Цветные вагончики», величину («Большой – маленький», «Мамы и детеныши», «Волшебные домики», форму («Красивые бусы», «Что еще такой формы?», «Спрячь мышку»). Ковролинограф позволяет мне упражнять детей в соотношении плоскостных фигур геометрической мозаики («Собери башенку», «Разноцветные пирамидки», составлении целого из частей («Найди половинку», «Собери картинку», развивать внимание, память («Чего не стало?», «Расставь по порядку», «Собери по образцу», «Не ошибись»).
В играх на ковролинографе формирую элементарные математические представления:
-привлекаю детей к формированию однородных групп предметов («Каждой пчелке свой цветок», «Заполни кормушки», «Грибочки для ежиков», «Шишки на елке»);
-формирую умение различать количество предметов («Один-много», «Разноцветные мячики», «Дерево с листочками»);
-накапливаю элементарный опыт ориентировки и расположения предметов на плоскости («Птицы в небе», «Найди грибочки в траве», «Кто где спрятался?»).
Широкие возможности предоставляет ковролинограф для ознакомления с окружающим миром по разным направлениям:
-предметное окружение («Одень куклу», «Наши игрушки», «Подбери чашку», «Комната для куклы», «На чем поедет мишка?», «Магазин мебели», «Что для чего нужно?»);
-природное окружение («Домашние животные», «Кто где живет?», «Мамы и детки», «Птичий двор», «Времена года», «Наш огород», «Кто как кричит?», «Наш сад», «Кого мы встретили в лесу?», «Кто летает?», «Овощи-фрукты»);
-социальное окружение («Мы трудимся», «Паровозик добрых дел», «Кто что делает?», «Наведём порядок», «Дети обедают»).
Знакомя малышей с социальным окружением, параллельно решаю задачи образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» - воспитываю навыки вежливого общения со взрослыми и сверстниками, уважительного отношения к труду взрослых, формирую игровые действия, при знакомстве с предметным и природным окружением формирую навыки безопасного поведения в быту и природе («Можно – нельзя», «Мишка потерялся», «Найди опасные предметы», «Наша улица», «Что не так?», «В лесу»).
С помощью ковролинографасоздаю условия для художественно – эстетического развития детей, формирую интерес к изобразительной деятельности:
-закрепляю знания о цветах, упражняю в нахождении заданного цвета на рисунке («Цвета вокруг нас», «Подбери краски, которые использовал художник в своей картине», «Цветное лото», «Кто играет с нами в прятки?»);
-развиваю у детей эстетический вкус, формирую умение составлять простейшие узоры из различных геометрических и декоративных элементов: кругов, квадратов, цветов, листьев, бутонов, веточек («Волшебный ковер», «Сложи узор», «Укрась барышню»);
-подготавливаю детей к рисованию разных линий, их пересечению («Дорога для паровозика», «Построй заборчик», «Иголки ежика», «Травка», «Ручеек», «Дождик» - выкладывание из полосок разной длины, предметов округлой формы («Колобок», «Тарелочки» - из разноцветных веревочек, комбинированных предметов («Солнышко», «Вкусный леденец»).
Ковролинограф помогает мне воспитывать интерес малышей к музыке. Меняющиеся яркие картинки сопровождают музыкальные произведения, способствуют лучшему их восприятию и пониманию. Музыкально- дидактические игры на ковролинографеиспользую для развития у детей звуковысотного слуха («Птицы и птенчики», «Кто где живет?»,ритмического слуха («К нам гости пришли», «Что делают зайчики?», формирования представлений о характере музыки («Весело – грустно», развития тембрового слуха и закрепления знаний элементарных музыкальных инструментов («Нам игрушки принесли», «На чем играю?»).
Реализация образовательной области «Физическое развитие» заключается, прежде всего, в развитии мелкой моторики детей, а также в приобщении к ценностям здорового образа жизни в играх: «Поможем Мойдодыру», «Что сначала, что потом», «Чистые руки».
Используя ковролинограф, приобщаю малышей к художественной литературе, побуждаю к театрализованной игре. Дети раскладывают героев потешек, стихов, сказок, тем самым лучше запоминают сюжет, а затем сами пересказывают текст с использованием картинок, начинают сочинять сказки, игровые ситуации, что представляет наибольшую ценность для речевого развития. Да и любая игра на ковролинографе предполагает действия, сопровождаемые речью ребенка, общение со взрослым, со сверстниками.
Яркие, красочные, интегрированные игровые задания на ковролинографе помогают мне сделать наглядными любое занятие или игру, пробудить интерес детей к деятельности, научить их чему – то новому, раскрыть способности каждого ребенка.