Ольга Моногарова
Использование коучинг-технологии в работе с молодым специалистом
▼ Скачать + Заказать документы
Моя задача как наставника - помочь молодому педагогу понять себя, оценить свои запросы, разобраться в своих проблемах, мобилизовать все свои внутренние и внешние ресурсы для решения сложившейся ситуации и дальнейшего саморазвития.
Поэтому передо мной встали два вопроса:
Какой стиль наставничества использовать?
Какую технологию применять?
Чтобы понять проблемы и запросы молодого педагога я провела тестирование на педагогическую стрессоустойчивость, диагностику проблем, беседу. Проанализировав полученные результаты, я поняла, что для взаимодействия нам подходит поддерживающий стиль наставничества.
Отличительной особенностью этого стиля является вовлечение в обсуждение задачи, поддержка и мотивация.
Это стиль, при котором наставник осуществляет поддержку процесса принятия решения. Он просто, ставит вопросы и предлагает объяснить, что, как и почему будет делать молодой педагог. Наставляемый сам находит ответы на вопросы, а его решение становится более осознанным.
Изучив традиционные и инновационные технологии наставничества, я пришла к выводу, что при выбранном мною стиле взаимодействия лучше всего применять коучинг– технологию.
Коучинг – это развивающее консультирование. В деятельности детского сада данная идея используется давно в виде взаимопосещений, консультаций старшего воспитателя.
Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ, где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем. Основные техники коучинг – технологии представлены на слайде. О каждом из низ я расскажу более подробно.
Основным инструментом коучинга являются вопросы. Необходимо использовать именно открытые вопросы, так как они в большей степени побуждают к анализу, поиску решения.
Эту технику я часто применяю при общении с молодым педагогом. Так же использовала, когда определялась со стилем и техникой наставничества.
Техника «Шкалирование».
Оно может использоваться для различных целей. На шкале от 1 до 10 отмечают начальное состояние, затем в конце работы отмечают достигнутое состояние.
Эту технику я применила для самооценки педагогических возможностей молодого специалиста, только вместо шкалы взяла лесенку.
Педагогу было предложено оценить уровень своих педагогических возможностей на данный момент. Он поставил себя на 3 ступень. После вопроса о том, какой уровень хотелось бы достичь, ставит себя на 7 ступень.
В ходе беседы выясняли, как можно достичь, желаемый уровень, что мешает это сделать, наметили план действий.
Примерно, через месяц работы педагога, я попросила его вновь оценить уровень своих педагогических возможностей, педагог поставил себя на 5 ступень. После беседы о том, как можно повысить уровень до желаемого, пришли к выводу, следовать ранее разработанному плану.
Техника «Линия времени»
Широко используется при планировании действий.
Эту технику я использовала,при подготовки педагога к фестивалю "Наставник - дошкольник".
На прямой линии мы отложили основные этапы подготовки к выступлению, наметили сроки выполнения, составлялся план действий, на каждом этапе которого прорабатывались конкретные шаги, необходимые для достижения цели.
Техника «Что, если?»
Эта техника помогает освободиться от цензуры здравого смысла, возникает множество новых вариантов достижения цели, и в результате она начинает восприниматься более реалистичной.
Эту технику я применяла при реализации 3 этапа «Линии времени». Когда необходимо было определиться с концепцией и формой выступления.
Техника «Колесо знаний»
Используется для различных задач: оценка возможностей, определение приоритетной цели, ситуация выбора и др.
Эту технику я использовала при определении темы самообразования молодого специалиста. Для этого было нарисовано несколько кругов, разделённых на сектора. Уровень имеющихся знаний по каждому сектору, был оценён по пятибалльной шкале. В итоге выявили направление работы педагога для более подробного изучения.
Я считаю, что коучинг - технология, как форма взаимодействия с молодым педагогом:
позволяет подвести педагога к адекватному решению возникших проблем;
оказывает эффективную помощь в достижении поставленных целей;
помогает принять ответственность за сделанный выбор и действия.
Модель моей работы, как наставника складывается из трёх этапов.
1 этап Организационный
На этом этапе я выявила профессиональные запросы молодого педагога и определили точки роста.
2 этап Основной
Этот этап на начальной стадии реализации и направлен на развитие и корректировку профессиональных знаний, умений, навыков молодого педагога. Мной разработан план работы с молодым специалистом, в который я включила:
- график посещений образовательной деятельности более опытных педагогов;
- разбор педагогических ситуаций ДОУ;
- тренинговые упражнения;
- изучение методической литературы.
3 этап Диагностический
На этом этапе мы подведём итоги нашей работы за учебный год, проанализируем её эффективность, что позволит спланировать дальнейшую работу. Итогом нашей деятельности станет «Кейс молодого специалиста»,куда будут внесены педагогические находки, достижения, отзывы, на проведенные молодым педагогом мероприятия.