Получи документы

Использование концептуальных идей и элементов педагогики REGGIO EMILIA в ДОУ как средство реализации ФГОС до

Вера Федоровна Жесткова
Использование концептуальных идей и элементов педагогики REGGIO EMILIA в ДОУ как средство реализации ФГОС до
▼ Скачать

МОУ «Детский сад №90 Ворошиловского района Волгограда», учитель – логопед.

dess1983@mail.ru

Аннотация: В статье представлены концептуальные основы и элементы педагогики Реджио Эмилия, как опыта другого отношения к детству и воспитанию детей, которым сегодня итальянцы делятся с воспитателями и учителями из других стран.

Ключевые слова: концептуальные основы, исследования, проекты, способы самовыражения, моделирование, модификация образовательного процесса, создание ситуаций, выбор вида деятельности.

Публикация «Использование концептуальных идей и элементов педагогики REGGIO EMILIA в ДОУ как средство реализации ФГОС до» размещена в разделах

Педагогам ДОУ, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, следует привлекать детей к образовательной деятельности без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт. Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии - кардинально изменить организацию образовательного процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в образовательный процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт провозглашает основные принципы современного российского дошкольного образования, которые совпадают с концептуальными идеями педагогической системы Reggio Emilia. «Reggio Emilia» – это не теория воспитания, не методика и не модель, которую можно легко перенести в любой садик. Это скорее опыт другого отношения к детству и воспитанию детей, которым сегодня итальянцы делятся с воспитателями и учителями из других стран. Reggio Emilia – это место для совместных опытов и открытый. Лорис Малагуццы, основатель Реджио-подхода считал, что детей не нужно пичкать готовыми знаниями и это ключевой принцип подхода.

Идеологи Реджио Эмилия считают, что наблюдение, слушание и творческий акт — существенные источники познания. Получение знания — постоянный процесс обогащения личности ощущениями и информацией. Взгляд, собственный угол зрения всегда субъективны, неполны. Накопление разных взглядов и обмен взглядами позволяет объективировать знание. Взрослый, заново глядящий на мир вместе с детьми, занимается и самообучением, и самопознанием, и самообразованием. Если то, что прожито, оставляет «следы», то к этому можно вернуться, по-новому осмыслить прошедшее, а если обсуждать это с другими, то и еще большему научиться. Что лежит в основе педагогической системы Reggio Emilia? В рамках данного подхода используются идеи итальянских авторов С. Спаджиари, В. Веки, Дж. Родари. Система Реджио Эмилия продолжила развитие идей позитивистско-атропологической теории М. Монтессори, использует элементы психологической теории стадиального развития интеллекта в процессе активного взаимодействия с окружающим Ж. Пиаже, когнитивной теории учения как исследования, открытия Дж. Брунера, психологической теории Л. С. Выготского и многих других. В чем особенности педагогического процесса в детских садах Реджио Эмилия? Педагогика Реджио Эмилия развивает идею уникальности, непреходящей ценности детства. Особое внимание обращается на уникальность языков, кодов, с помощью которых ребенок общается с окружающим миром и строит себя. Благодаря разнообразным кодам происходит когнитивное, художественно-образное, социальное освоение мира ребенком. Особенность детства подчеркивается особым отношением ко времени, растянутостью и неспешностью детской жизни, возможностью посмотреть на прошлый опыт новым взглядом.

Опыт Реджио Эмилия не поддается буквальному переносу в другую культуру, в другие условия, к другим людям. Он может быть усвоен и переработан, но повторить его можно, только изменив, приспособив к своим нуждам и создав творческий, постоянный, слаженный коллектив взрослых, заинтересованных в этом типе работы с детьми.

Создание модифицированной модели образовательного пространства в ДОО в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта через внедрение концептуальных идей и элементов педагогики Reggio Emilia – есть суть концептуальных идей и элементов педагогики Reggio Emilia. Согласно концепции Reggio Emilia :

• ребенок воспринимается как полноценная самостоятельная личность, способная к изучению и исследованию мира на основе своего врожденного интереса к миру. Ребенок сильный и сведущий.

педагог – со-исследователь, соавтор, наблюдатель, главная задача которого увидеть детские интересы и потребности и на их основе выстраивать занятия, предлагая актуальные темы, материалы и инструменты их познания.

• обучение выстраивается по принципам проектной деятельности, когда педагог вместе с детьми изучает волнующую их тему, на базе которой они вместе погружаются в предмет максимально глубоко;

среда открытая и богата материалами и играми, которые подталкивают детей к самостоятельным исследованиям. Среда – третий учитель.

В соответствии с принципами реджио – педагогики : у детей должно быть много путей и способов выразить себя (драма, музыка, рисунок, пение, танцы, конструирование). В рамках реализации инновационного проекта планируется расширение дополнительных образовательных услуг для детей группы реджио, через разработку адаптированных программ. В первую очередь разрабатываются рабочие программы, направленные на физическое и художественно-творческое развитие детей: спортивная гимнастика для малышей (инструктор по физкультуре, сольфеджио и вокал (музыкальный руководитель, нетрадиционное рисование (воспитатель – ательерист).

Модифицированная модель организации образовательной деятельности в ДОО основывается на принципах и концептуальных положениях педагогики Reggio Emilia и предполагает ее построение в соответствие с принципами:

1. Ребенок – это человек, а любой человек заслуживает уважения.

2. Дети могут контролировать свое обучение и развитие.

3. Дети учатся, трогая, двигая, двигаясь, слушая, видя и слушая. Во всем этом их нельзя ограничивать.

4. Дети строят отношения с другими детьми в пространстве, где им можно исследовать мир.

5. У детей должно быть много путей и способов выразить себя (драма, музыка, рисунок, пение, танцы, конструирование, беседа).

Концептуальные идеи :

• Ребенок воспринимается как полноценная самостоятельная личность, способная к изучению и исследованию мира на основе своего врожденного интереса к миру. Ребенок сильный и сведущий.

Педагог – со-исследователь, соавтор, наблюдатель, главная задача которого увидеть детские интересы и потребности и на их основе выстраивать занятия, предлагая актуальные темы, материалы и инструменты их познания.

• Обучение выстраивается по принципам проектной деятельности, когда педагог вместе с детьми изучает волнующую их тему, на базе которой они вместе погружаются в предмет максимально глубоко.

Среда открытая и богата материалами и играми, которые подталкивают детей к самостоятельным исследованиям. Среда – третий учитель.

• Реджио предусматривает спонтанное расписание, которое выстраивается педагогом из детских запросов, увлечений и интересов.

В рамках реализации проекта обучение детей через систему занятий должно быть перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Реализация целей и задач образовательной деятельности предполагается в ходе разнообразных образовательных событий (ситуаций).

Под образовательными событиями (ситуациями) подразумевается такая форма реализации целей, задач и содержания образовательных областей, которая обеспечивает баланс интересов детей и взрослых, субъектную позицию всех участников, вариативность и возможность выбора содержания, форм, последовательности, длительности работы. К образовательным событиям относятся, например, интегрированные комплексно-тематические образовательные проекты, тематические дни, социальные акции, праздники и др.

При планировании педагоги распределяют выбранное содержание образования на совместную и самостоятельную деятельности. Детям предоставляется право и возможность выбора видов деятельности, в том числе и тех, которые не включены в план образовательного события.

Приоритет отдается свободной игровой и проектно-исследовательской деятельности детей.

Ключевым компонентом нового подхода являются исследования или проекты. Педагогика Реджио Эмилия основана на проектной деятельности. Детский интерес, поощряемый взрослыми и развиваемый совместно, перерастает в настоящие проекты, которые могут длиться от одного дня до целого года. Дети здесь – соавторы, и, более того, инициаторы большинства проектов. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, технология организации образовательной деятельности в форме проектов обеспечивает интеграцию содержания образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Модель образовательной деятельности разрабатывается в соответствии с нормативными документами: Федеральным законом «Об образовании в российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ; Требованиями «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

Изучив, достаточно подробно, концепцию Реджио Эмилия, пришла к выводу, что данная система работы через разнообразную проектную, исследовательскую, творческую деятельность вполне приемлема в работе с детьми как общеразвивающей направленности, так и для детей с ОВЗ.

Литература

1. Шибут Е. В. «Внедрение концептуальных идей и элементов педагогики Reggio Emilia в ДОУ как эффективное средство реализации ФГОС ДО» - авторская программа стажировки педагогов в рамках конкурса воспитателей владеющих технологиями работы с детьми, соответствующими требованиям ФГОС дошкольного образования. - «Школа Росатома», 2015 г.

Инрернет ресурсы:

1.https://goroddetstva.ru/parents/prog/pedagogika-redzhio-emilii.html

2.https://studopedia.ru/10_191305_reabilitatsiya-podrostkov-s-umstvennoy-otstalostyu-v-protsesse-obucheniya.html,

3.https://helpiks.org/

4.https://megalektsii.ru/

5. https://www.youtube.com/watch?v=HQKD5evdcrg - Reggio Emilia Approach, ABC Playcenter

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в рамках реализации ФГОС дошкольного образования Уважаемые коллеги! Все мы с вами знаем, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. А фундаментом всего дошкольного образования.

Терабанд, как эффективное средство развития физических качеств дошкольников при реализации ФГОС "Терабанд, как эффективное средство развития физических качеств дошкольников при реализации ФГОС" «Жизнь требует движения». Ничто так не.

Консультация для педагогов. Использование элементов арт-терапии как средство успешной адаптации дошкольников к детскому саду Использование элементов арт-терапии как средство успешной адаптации дошкольников к детскому саду Поступление ребенка в дошкольное учреждение.

Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до В условиях реализации ФГОС ДО каждый педагог ищет новые средства и методы, которые соответствуют целям и требованиям дошкольного образования.

Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима»Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима» Лэпбук "Зима" Воспитатель: Назарова Т. А. Данная публикация будет полезна педагогам дошкольного образования. Лэпбук «Зима» предназначен.

Мандалотерапия как средство сохранения психического здоровья дошкольников в условиях реализации ФГОС Не секрет, что большинство дошкольников не умеют общаться со сверстниками и взрослыми. Столкнувшись с этой проблемой в своей практике, у.

Мастер-класс «Педагогическая технология «квест-игра» как средство реализации ФГОС до» Вы любите сказки? А загадки? Хотите немного поиграть? Предлагаю вам угадать сказку. Слайд №2 Бабке птицы служат - Над деревней стаей кружат.

Монотипия как средство развития воображения у старших дошкольников в условиях реализации ФГОС  Монотипия, как средство развития воображения у старших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО В трудах современных исследователей Казаковой.

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС Обобщение опыта работы воспитателя ГДО МБОУ «Лицей №1» Зиминой О. Ю. «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации.

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС» «Играя, дети учатся, прежде всего развлекаться,  а это одно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование концептуальных идей и элементов педагогики REGGIO EMILIA в ДОУ как средство реализации ФГОС до
Опубликовано: 17 марта 2019 в 16:42
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование концептуальных идей и элементов педагогики REGGIO EMILIA в ДОУ как средство реализации ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Вера Федоровна Жесткова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД