Вера Федоровна Жесткова
Использование концептуальных идей и элементов педагогики REGGIO EMILIA в ДОУ как средство реализации ФГОС до
▼ Скачать
МОУ «Детский сад №90 Ворошиловского района Волгограда», учитель – логопед.
dess1983@mail.ru
Аннотация: В статье представлены концептуальные основы и элементы педагогики Реджио Эмилия, как опыта другого отношения к детству и воспитанию детей, которым сегодня итальянцы делятся с воспитателями и учителями из других стран.
Ключевые слова: концептуальные основы, исследования, проекты, способы самовыражения, моделирование, модификация образовательного процесса, создание ситуаций, выбор вида деятельности.
Публикация «Использование концептуальных идей и элементов педагогики REGGIO EMILIA в ДОУ как средство реализации ФГОС до» размещена в разделах
Педагогам ДОУ, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, следует привлекать детей к образовательной деятельности без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт. Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии - кардинально изменить организацию образовательного процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в образовательный процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт провозглашает основные принципы современного российского дошкольного образования, которые совпадают с концептуальными идеями педагогической системы Reggio Emilia. «Reggio Emilia» – это не теория воспитания, не методика и не модель, которую можно легко перенести в любой садик. Это скорее опыт другого отношения к детству и воспитанию детей, которым сегодня итальянцы делятся с воспитателями и учителями из других стран. Reggio Emilia – это место для совместных опытов и открытый. Лорис Малагуццы, основатель Реджио-подхода считал, что детей не нужно пичкать готовыми знаниями и это ключевой принцип подхода.
Идеологи Реджио Эмилия считают, что наблюдение, слушание и творческий акт — существенные источники познания. Получение знания — постоянный процесс обогащения личности ощущениями и информацией. Взгляд, собственный угол зрения всегда субъективны, неполны. Накопление разных взглядов и обмен взглядами позволяет объективировать знание. Взрослый, заново глядящий на мир вместе с детьми, занимается и самообучением, и самопознанием, и самообразованием. Если то, что прожито, оставляет «следы», то к этому можно вернуться, по-новому осмыслить прошедшее, а если обсуждать это с другими, то и еще большему научиться. Что лежит в основе педагогической системы Reggio Emilia? В рамках данного подхода используются идеи итальянских авторов С. Спаджиари, В. Веки, Дж. Родари. Система Реджио Эмилия продолжила развитие идей позитивистско-атропологической теории М. Монтессори, использует элементы психологической теории стадиального развития интеллекта в процессе активного взаимодействия с окружающим Ж. Пиаже, когнитивной теории учения как исследования, открытия Дж. Брунера, психологической теории Л. С. Выготского и многих других. В чем особенности педагогического процесса в детских садах Реджио Эмилия? Педагогика Реджио Эмилия развивает идею уникальности, непреходящей ценности детства. Особое внимание обращается на уникальность языков, кодов, с помощью которых ребенок общается с окружающим миром и строит себя. Благодаря разнообразным кодам происходит когнитивное, художественно-образное, социальное освоение мира ребенком. Особенность детства подчеркивается особым отношением ко времени, растянутостью и неспешностью детской жизни, возможностью посмотреть на прошлый опыт новым взглядом.
Опыт Реджио Эмилия не поддается буквальному переносу в другую культуру, в другие условия, к другим людям. Он может быть усвоен и переработан, но повторить его можно, только изменив, приспособив к своим нуждам и создав творческий, постоянный, слаженный коллектив взрослых, заинтересованных в этом типе работы с детьми.
Создание модифицированной модели образовательного пространства в ДОО в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта через внедрение концептуальных идей и элементов педагогики Reggio Emilia – есть суть концептуальных идей и элементов педагогики Reggio Emilia. Согласно концепции Reggio Emilia :
• ребенок воспринимается как полноценная самостоятельная личность, способная к изучению и исследованию мира на основе своего врожденного интереса к миру. Ребенок сильный и сведущий.
• педагог – со-исследователь, соавтор, наблюдатель, главная задача которого увидеть детские интересы и потребности и на их основе выстраивать занятия, предлагая актуальные темы, материалы и инструменты их познания.
• обучение выстраивается по принципам проектной деятельности, когда педагог вместе с детьми изучает волнующую их тему, на базе которой они вместе погружаются в предмет максимально глубоко;
• среда открытая и богата материалами и играми, которые подталкивают детей к самостоятельным исследованиям. Среда – третий учитель.
В соответствии с принципами реджио – педагогики : у детей должно быть много путей и способов выразить себя (драма, музыка, рисунок, пение, танцы, конструирование). В рамках реализации инновационного проекта планируется расширение дополнительных образовательных услуг для детей группы реджио, через разработку адаптированных программ. В первую очередь разрабатываются рабочие программы, направленные на физическое и художественно-творческое развитие детей: спортивная гимнастика для малышей (инструктор по физкультуре, сольфеджио и вокал (музыкальный руководитель, нетрадиционное рисование (воспитатель – ательерист).
Модифицированная модель организации образовательной деятельности в ДОО основывается на принципах и концептуальных положениях педагогики Reggio Emilia и предполагает ее построение в соответствие с принципами:
1. Ребенок – это человек, а любой человек заслуживает уважения.
2. Дети могут контролировать свое обучение и развитие.
3. Дети учатся, трогая, двигая, двигаясь, слушая, видя и слушая. Во всем этом их нельзя ограничивать.
4. Дети строят отношения с другими детьми в пространстве, где им можно исследовать мир.
5. У детей должно быть много путей и способов выразить себя (драма, музыка, рисунок, пение, танцы, конструирование, беседа).
Концептуальные идеи :
• Ребенок воспринимается как полноценная самостоятельная личность, способная к изучению и исследованию мира на основе своего врожденного интереса к миру. Ребенок сильный и сведущий.
• Педагог – со-исследователь, соавтор, наблюдатель, главная задача которого увидеть детские интересы и потребности и на их основе выстраивать занятия, предлагая актуальные темы, материалы и инструменты их познания.
• Обучение выстраивается по принципам проектной деятельности, когда педагог вместе с детьми изучает волнующую их тему, на базе которой они вместе погружаются в предмет максимально глубоко.
• Среда открытая и богата материалами и играми, которые подталкивают детей к самостоятельным исследованиям. Среда – третий учитель.
• Реджио предусматривает спонтанное расписание, которое выстраивается педагогом из детских запросов, увлечений и интересов.
В рамках реализации проекта обучение детей через систему занятий должно быть перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Реализация целей и задач образовательной деятельности предполагается в ходе разнообразных образовательных событий (ситуаций).
Под образовательными событиями (ситуациями) подразумевается такая форма реализации целей, задач и содержания образовательных областей, которая обеспечивает баланс интересов детей и взрослых, субъектную позицию всех участников, вариативность и возможность выбора содержания, форм, последовательности, длительности работы. К образовательным событиям относятся, например, интегрированные комплексно-тематические образовательные проекты, тематические дни, социальные акции, праздники и др.
При планировании педагоги распределяют выбранное содержание образования на совместную и самостоятельную деятельности. Детям предоставляется право и возможность выбора видов деятельности, в том числе и тех, которые не включены в план образовательного события.
Приоритет отдается свободной игровой и проектно-исследовательской деятельности детей.
Ключевым компонентом нового подхода являются исследования или проекты. Педагогика Реджио Эмилия основана на проектной деятельности. Детский интерес, поощряемый взрослыми и развиваемый совместно, перерастает в настоящие проекты, которые могут длиться от одного дня до целого года. Дети здесь – соавторы, и, более того, инициаторы большинства проектов. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, технология организации образовательной деятельности в форме проектов обеспечивает интеграцию содержания образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Модель образовательной деятельности разрабатывается в соответствии с нормативными документами: Федеральным законом «Об образовании в российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ; Требованиями «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
Изучив, достаточно подробно, концепцию Реджио Эмилия, пришла к выводу, что данная система работы через разнообразную проектную, исследовательскую, творческую деятельность вполне приемлема в работе с детьми как общеразвивающей направленности, так и для детей с ОВЗ.
Литература
1. Шибут Е. В. «Внедрение концептуальных идей и элементов педагогики Reggio Emilia в ДОУ как эффективное средство реализации ФГОС ДО» - авторская программа стажировки педагогов в рамках конкурса воспитателей владеющих технологиями работы с детьми, соответствующими требованиям ФГОС дошкольного образования. - «Школа Росатома», 2015 г.
Инрернет ресурсы:
1.https://goroddetstva.ru/parents/prog/pedagogika-redzhio-emilii.html
2.https://studopedia.ru/10_191305_reabilitatsiya-podrostkov-s-umstvennoy-otstalostyu-v-protsesse-obucheniya.html,
3.https://helpiks.org/
4.https://megalektsii.ru/
5. https://www.youtube.com/watch?v=HQKD5evdcrg - Reggio Emilia Approach, ABC Playcenter