Получи документы

Использование компьютерных игр для развития речи дошкольников

Дания Матурина
Использование компьютерных игр для развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Использование компьютерных игр

для развития речи дошкольников».

Учитель-логопед

Матурина Д. Ф.

Пенза, 2023г

Всего несколько десятилетий назад казалось, что компьютер – это сложный и загадочный прибор отдаленного будущего, который доступен только избранным. А сегодня благодаря своей многофункциональности, он полезен человеку любой профессии. Именно универсальность компьютерный средств определяет их развивающий эффект в образовании.

Публикация «Использование компьютерных игр для развития речи дошкольников» размещена в разделах

Бурное развитие информационных компьютерных технологий и внедрение из в образовательный процесс ДОУ наложили определенный отпечаток на деятельность современного педагога. Как отмечают многие авторы (Н. Ф Тарловская, З. А. Репина, Л. Р Лизунова, С. Л Новоселова, Г. П Петку и другие., применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей.

Сама жизнь поставила воспитателей перед необходимостью использования компьютерных игр и программ в образовательном процессе детского сада. Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить образовательный процесс.

Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых – направить его в полезное русло. В связи с этим возникает необходимость «приобщения» детей к компьютерному миру как можно раньше, уже в дошкольном возрасте, с тем чтобы этот мир стал для ребенка привычным и естественным. Л. С Выготский писал, что детская игра рождается из противоречия : ребенок хочет действовать как взрослый, но не может, так как еще мал, и тогда вместо того, чтобы скакать на лошади или управлять настоящим автомобилем, он садиться верхом на палочку ил просто гудит сам, как поезд или автомобиль т. е. играя, замещает действительность в игре. В случае с компьютером мечта ребенка легко сбывается, но только благодаря специальным компьютерным игровым программам.

Первые опыты применения компьютера позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним;

Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;

Это отличное средство поддержания задач обучения, т. к поощрения ребенка самим компьютером при правильном решении проблемных задач является стимулом познавательной активности детей;

Компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения;

Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Следовательно, можно говорить о том, что компьютер - это путь к интеллектуализации ребенка, помощь в диагностики развития, совершенствования всего педагогического процесса, развития детской инициативы и любознательности.

Не секрет, что зачастую речь детей старшего дошкольного возраста остается маловыразительной, бедной. Ребенок не может подобрать нужные слова, правильно построить фразу. У дошкольников часто наблюдаются нарушения произношения различных звуков. Подобные нарушения определяют группу риска по возникновению у детей значительных трудностей при овладении грамотой, обучению чтению, письму, счету. В связи с этим развитие речи и исправления имеющихся у детей речевом нарушений особенно актуальны в дошкольном возрасте.

Исследования, посвященные проблеме изучения развития речи детей дошкольного возраста, показывают, что применение в образовательном процессе специализированных компьютерных игр и программ, учитывающих закономерности и особенности развития детей, позволить повысить эффективность обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, активизировать словарный запас детей, сформировать звуковую культуру речи, фонематическое восприятие, лексико – грамматическую сторону речи, предупредить появление у них расстройств письменной речи, а следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников (А. А Андреев, В. П Меркулов, Г. В Тараканов).

Использование компьютерных технологий в образовательном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу.

Какие цели и задачи решают компьютерные логопедические игры?

Компьютерные игры для дошкольников  решают следующие задачи:

первое знакомство ребенка с компьютером и информационными технологиями;

совершенствование ВПФ: внимания, памяти, мышления и т. д. ;

закрепление навыков ориентации в пространстве;

развитие сенсорных эталонов и ЭМП;

развитие ручного праксиса;

развитие просодики :  дыхания, слитности, ритма, высоты и тембра;

развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков;

развитие фонетической стороны речи;

развитие словаря по разным лексическим темам и развитие связной речи;

знакомство с изображением, названием букв;

обучение чтению;

Все эти цели и задачи могут достигаться через одну игру, либо можно чередовать их, достигая необходимого результата.

Существуют компьютерные программы и игры, направленные на развитие речи и различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно – логическое мышление и т. п., которые можно с успехом применять при обучении детей. Это компьютерные игры и программы «Игры для Тигры», «Баба – Яга учится читать», «Развитие речи. Домовенок Бу в мире слов», «Учимся с Гарфилдом», «Лунтик. Русский язык для малышей».

Перечисленные компьютерные игры, предназначены для развития речи детей, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а так же опираются на современные методики, они просты в управлении, не требуют специального обучения работе с программой, а пользовательские навыки приобретаются непосредственно в процессе их применения.

Основные принципы, положены в основу построения предполагаемых компьютерных программ и игр, - это системный и деятельностный подход к речевому развитию; игровая форма обучения; интерактивность; полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов; дифференцированный подход к обучению, когнитивность коммуникации. Игры содержат различные по сложности или объему варианты заданий и имеют возможность индивидуальной настройки, объективность.

Рекомендации по применению

Использовать только лишь информационные технологии на занятиях нельзя, потому что это дополнительная нагрузка на зрение и опорно-двигательную систему. Важно соблюдать правильную осанку ребенка, а помещение, где проводится занятие, должно быть хорошо освещено.

Компьютерные игры позволяет улучшить процесс коррекции, сделать его намного более продуктивным благодаря тому, что у ребенка повышается интерес к занятиям. При этом важно сочетать использование современных технологий и классические дидактические игры.

Цель: познакомить родителей с интернет-ресурсами для развития дошкольников.

Жизнь человека в современном мире трудно представить без компьютера, многие дети начинают с ним знакомство еще в возрасте до трех лет. А дошкольники могут ежедневно проводить за компьютером время часами.

Естественно, что тогда у родителей возникает масса вопросов, связанных с компьютером, например: Как долго ребенку можно сидеть за компьютером? Нужно ли знакомить ребенка в дошкольном возрасте с компьютером? Насколько он может быть опасным для ребенка, и каким образом он может повлиять на развитие и здоровье малыша?

Давно ведутся споры среди медиков и педагогов о пользе и вреде раннего предоставления детям доступа к компьютерам и планшетам. С одной стороны дошкольники, благодаря использованию компьютеров, действительно могут лучше подготовиться к школьному обучению, хорошие компьютерные программы и игры могут способствовать развитию памяти и логики ребенка, а также развитию его мышления, внимания и речи.

С другой стороны, озабоченность здоровьем детей высказывают медики, приводя немало аргументов «против» : воздействие электромагнитного излучения монитора, сидячее положение в течение длительного времени и как следствие этого - появление утомления, нервно-эмоционального напряжения, эмоциональных стрессов, ухудшение зрения и осанки.

Кто же прав в этих бесконечных спорах и дискуссиях? Подпускать или нет дошкольников к компьютеру? Вопрос остается открытым. Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося на его алтарь здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее. Иными словами, нужна «золотая середина».

Чтобы найти эту «середину», необходимо учитывать следующие рекомендации:

1.   Детям до трех лет работать за компьютером и играть в компьютерные игры не рекомендуется.

2.   С детьми 5–7 лет компьютерные игры можно использовать  1 раз в день, не более трех раз в неделю.

3. После использования компьютера с ребенком необходимо провести гимнастику для глаз.

4.  Продолжительность непрерывной работы за компьютером виде игры : для детей 5 лет должна не превышать 10 минут, а для детей 6–7 лет 15 минут.

5.  Положение экрана видеомонитора должно соответствовать уровню глаз или быть немного ниже, но находится на расстоянии не ближе 50 см.

6.    Ребенок, который носит очки, должен работать за компьютером в них.

7.  Важную роль в уменьшении физической нагрузки на ребенка при работе с компьютером является правильно подобранная мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка.

Сегодня, я хочу показать Вам, как с пользой можно использовать компьютер, на примере игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

Можно использовать следующие игры :

- «Путешествие Тани». Игра позволяет формировать умение называть действия героев, увеличивает глагольный словарь.

- «Где птичка?». В игре отрабатывается употребления предлогов в самостоятельной речи.

 - Игры «Назови ласково», «Один-много» по лексическим темам: «Деревья», «Грибы», «Дикие и домашние животные», «Домашние птицы», «Зимующие и перелётные птицы», «Овощи и фрукты», «Цветы и ягоды»,  направленны на формирование грамматических представлений -  навыков словоизменения и словообразования

- При заучивании стихов с детьми можно использовать электронный вариант  мнемотаблиц, а так же живые мнемотаблицы.

Для овладения элементами грамоты можно использовать интерактивный тренажер «Учим гласные звуки и буквы (звуки [а] [у] [о])», «Собери слово по слогам», «Звукарик», включающий в себя такие игры как «Найди слова с заданным звуком», «Твёрдый-мягкий», «Измерь слово», «Гусеница» (определение первого и последнего звука в слове, «Подбери слова».

 Эти игры помогают,  упражнять детей в выборе слов с заданным звуком, развивать умение дифференцировать согласные звуки на твёрдые и мягкие, упражнять в определении первого и последнего звука в слове, развивать навыки звукового анализа слов, дифференциации звуков на гласные, твёрдые и мягкие согласные.

Таким образом, правильно подобранные обучающие игры и адекватное использование компьютера, будут способствовать развитию ребенка.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Использование математического планшета для развития познавательной активности дошкольниковИспользование математического планшета для развития познавательной активности дошкольников Этапы изготовления: 1.) Для создания математического планшета нам понадобилась доска из размером, к которой приклеили пластиковые.

Дополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольниковДополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников Дополненная реальность — новый способ подачи образовательного материала, и в усвоении информации дошкольниками. Трехмерное изображение стимулирует.

Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышленияИспользование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышления С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической.

Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.

Использование приемов театрализации в развитии речи дошкольниковИспользование приемов театрализации в развитии речи дошкольников Обучение детей дошкольного возраста происходит в игровой деятельности. Это естественно для них. Театрализация – тоже игра. В обычной жизни.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей»Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей» Воспитатель: -Здравствуйте, уважаемые родители! Девиз сегодняшнего мастер-класса звучит так: Послушай - ты узнаешь! Посмотри - ты поймешь.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию презентацию:«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» Театрализованная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование компьютерных игр для развития речи дошкольников
Опубликовано: 26 апреля 2023 в 19:43
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование компьютерных игр для развития речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Дания Матурина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД