Янжина Данзанова
Использование кинезиологической гимнастики мозга в работе кружка английского языка в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
12.11.2021
Аннотация и ключевые слова на английском : “The case of using kinesiological exercises for teaching preschool children English. Health saving technologies in the kindergarten education”.
Аннотация и ключевые слова на русском: «Опыт применения кинезиологической гимнастики мозга в работе кружка «Веселый английский» в подготовительной к школе группе. Здоровьесберегающие технологии. Развитие речи. Обучение гиперактивных детей. Интеграция физической и интеллектуальной активности дошкольников».
Публикация «Использование кинезиологической гимнастики мозга в работе кружка английского языка в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Английский язык для дошкольников
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
В связи с ростом рождаемости ситуация в детских садах такова, что численность детей в группах высокая. Например, в нашей подготовительной группе 33 ребенка. В подготовительных к школе группах обычно хорошая посещаемость, и занятия часто проводятся фронтально 20-30-ти детям одновременно. В группе с таким большим количеством детей-дошколят любому педагогу порой бывает сложно сохранять их дисциплину, удерживать их внимание на обсуждаемой теме. Все дети разные, каждый ребенок – индивидуальность. Способность к волевой концентрации внимания, усидчивость, переключаемость внимания, скорость мышления, сообразительность, способность соотносить причины и следствия, любознательность у всех детей разные. Кроме того, все дети по-разному воспитываются в своих семьях. В каждой семье – свой уклад, свои ценности и приоритеты. Неудивительно, что на наших занятиях английского языка «English speaking club» дети по-разному схватывают материал, по-разному запоминают и воспроизводят пройденную тему, и имеют разный уровень интереса к изучаемому. Некоторые, так называемые «гиперактивные» дети, представляют сложность, поскольку не только сами с трудом удерживают внимание на текущей теме, но и шумят, отвлекают и создают помехи для других, более спокойных, уравновешенных и любознательных детей. Можно выделить и другую категорию детей, которым обучение дается с трудом. Это несколько инертные, в целом послушные, но с трудом запоминающие изучаемый материал дети. В обучении всех их кинезиологическая гимнастика мозга представляет собой высокоэффективное подспорье при обучении. Дети на глазах успокаиваются, переключаются со своих затей на вдумчивую координацию своих движений, а затем и на усвоение нового материала. Бросается в глаза, что трудности в выполнении упражнений гимнастики возникают именно у тех детей, которые имеют сложности в обучении.
Кинезиологическая гимнастика мозга является одним из направлений прикладной кинезиологии, которая изучает здоровье человека и способы адаптации организма к изменяющимся условиям окружающей среды. Причина нарушений и сложностей в обучении зачастую лежит в неспособности левого и правого полушарий к интеграции. При выполнении упражнений гимнастики происходит стимуляция определенных зон тела, которые отсылают импульсы в мозг и позволяют улучшить взаимодействие полушарий мозга. Это влечет за собой:
- общую гармонизацию взаимодействия больших полушарий мозга,
- улучшение психоэмоционального состояния,
- понижение напряжения, снятие стресса,
- понижается чрезмерная активность одной части мозга, соответственно и гиперактивность,
- следовательно, процессы мышления улучшают свое качество: повышается концентрация внимания,
- интеллектуальные и творческие способности развиваются,
- улучшается долговременная и кратковременная память,
- в целом, повышается умственная работоспособность и продуктивность обучения.
В данной небольшой статье я коротко опишу свой опыт использования этой гимнастики при обучении английскому языку в нашем кружке.
Используемые нами упражнения можно разделить на три подгруппы :
1) Перекрестные упражнения, при которых одновременно задействованы движения правой и левой половины тела (упражнения крупной моторики,
2) Упражнения на растяжку. Снимают напряжение с мышц и сухожилий тела, что уменьшает стресс и успокаивает. Эти упражнения особенно нужны гиперактивным детям, которые всегда находятся в движении и с трудом успокаиваются. Когда мышцы растягиваются и принимают естественное состояние и длину, они отправляют в мозг сигнал о том, что человек находится в спокойном состоянии и готов к познавательной работе.
3) Движения рук, пальцев и межполушарное рисование – упражнения мелкой моторики.
Все эти упражнения используются в основном во время физкультминуток на занятиях и инкорпорированы в обучение английскому языку.
Опишу некоторые из наиболее часто используемых упражнений :
1) «I am a rock!» (Я – скала)
Упражнение направлено на сознательную и сбалансированную активизацию моторных и сенсорных центров каждого полушария. Также оно способствует наиболее эффективному обучению и реагированию на происходящее, способствует снижению выброса адреналина, что помогает успокоиться и сознательно переключить внимание. Можно выполнять сидя или стоя.
1. Cross your legs! Скрестите лодыжки.
2. Cross your arms! Скрестите руки.
- Arms forward, thumbs down! Для этого вытяните руки вперед тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз.
- Lock your fingers! Перенесите одну руку через другую и соедините в замок ладонями внутрь.
- Arms down! And hands up! Опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.
- I am a rock! Вдохнули, спокойно дышим. Вы большие, мощные: «I am a rock! Я – скала!»
Дети успокаиваются во время выполнения этого упражнения. Им нравятся эти затейливые движения, они с радостью их выполняют.
2) «Step forward» (Шаг вперед)
Стресс может вызвать напряжение и укорочение икроножной и камбаловидной мышц. Упражнение направлено на их растяжение и расслабление зажимов. Способствует усилению целого ряда навыков: легче протекает коммуникация (упражнение связанно с вербальными навыками и сильно облегчает коммуникацию детей с дефектом речи, способствует развитию речи и языковых способностей, понимающего слушания, чтения, формирует навыки достижения результата, способность завершать начатое, улучшает социальное поведение. Упражнение выполняется стоя.
1. «Step forward!» Стойте прямо, одну ногу выставите вперед и согните колено, другое отведите назад и расположите на носочке. Вес тела перенесите на переднюю ногу.
2. «Stretch your leg!» Глубоко вдохните. С выдохом сгибайте колено ноги, выставленной вперед, а отведенную назад ногу опускайте с носка на всю стопу. Тело должно оставаться в прямом положении, не наклоняясь вперед.
3. Возвратитесь в исходное положение, затем повторите.
4. «Swap your legs!» Поменяйте ноги и сделайте то же самое. Следите за тем, чтобы вес тела всегда приходился на ногу впереди.
Первые несколько раз воспитателю приходится обходить воспитанников, чтобы проверить, все ли выполняют упражнение правильно, и если нужно, подправить. Иногда мне приходится поднимать ногу ребенка, удерживать колено от сгибания и т. п.
3) «Take your ear and stretch it!» (Схвати свое ухо и растяни его)
На поверхности уха находится 148 активных точек. Это упражнение помогает сосредоточиться, а также лучше слушать и говорить. Активизирует весь механизм слухового восприятия и способствует развитию памяти, усвоению информации на слух, что особенно актуально на занятиях по развитию речи, к которым относится и изучение иностранного языка.
1. «Take your ear and turn it around»Взять левой рукой правое ухо за мочку уха, потянуть и покрутить. То же самое с другим ухом.
2. Взять левой рукой верхнюю часть правого уха, потянуть и покрутить.
3. Схватить противоположной ладонью все ухо и покрутить его.
4. Погладить обеими руками за ушами со своей стороны.
Многие дети на первых занятиях держат правое ухо правой рукой, глядя на меня с левой рукой у правого уха, и абсолютно не видят разницы. Когда беру руку ребенка и подношу к правильному уху, я вижу их взгляд внутрь себя и удивление.
4) «Mirror drawing» (Зеркальное рисование)
Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации.
Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы.
Кроме того, есть множество упражнений пальчиковой гимнастики с совместным движением обеих рук, которые тоже хорошо балансируют работу полушарий. Эти упражнения, как и предыдущее, в основном используются в деятельности за столом (рисование, аппликация).
5) «Yarn!» (Зевок)
Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче.
Исходное положение: Стоя (можно сидя). Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти. Повторить 5–8 раз.
6) «Put your knee to the elbow! Left-right, left-right!» (Колено к локтю, левое - правое, левое – правое) Благодаря этим упражнениям одновременно активизируются обширные зоны обоих полушарий мозга. Мозг переключается в интегрированный режим работы, что помогает активизироваться для выполнения любой деятельности, быстрее в нее включиться. Можно выполнять сидя или стоя.
1. Локтем левой руки потянитесь к поднимающемуся навстречу колену правой ноги, слегка коснитесь его.
2. Локтем правой руки потянитесь к поднимающемуся колену левой ноги, слегка коснись его. Продолжайте выполнять упражнение по ощущениям (примерно 4 – 8 раз, дышите в обычном темпе.
Упражнение лучше делать в медленном темпе, чувствуя, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, возможно, вы выполняете его неправильно – либо слишком высоко поднимаете колено, либо слишком низко наклоняете локоть.
Вышеперечисленные упражнения делают физкультминутки более эффективно снимающими напряжение, повышают качество усвоения материала и продуктивность занятия. Упражнения данного комплекса можно отнести к здоровьесберегающим технологиям, поскольку эти упражнения полезны всем детям, а особенно пригодятся в обучении гиперактивных и слегка заторможенных детей. Если во время выполнения обычных физически активных упражнений, гиперактивные дети еще больше активизируются, то упражнения кинезиологической гимнастики, с одной стороны, успокаивают их, с другой стороны, повышают их внимание и сосредоточение. В целом, на занятиях нашего кружка данный комплекс упражнений хорошо себя зарекомендовал и проявил свою эффективность.