Ольга Моногарова
Использование кинезиологических игр и упражнений в работе педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Использование кинезиологических игр и упражнений в работе педагога-психолога
Современный мир не требует от детей больших усилий. Ребенок с детства попадает в «удобную» среду, адаптированную под ребенка, а не наоборот. Поэтому моторные навыки ослабляются.
Психическое развитие ребенка происходит при условии высокой двигательной активности. Моторика, мышление, психика и речь - взаимосвязанные процессы. Отсутствие или небольшое количество физической нагрузки тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационные способности, выносливость, возникают проблемы с речью. Работая с детьми, педагог находиться в постоянном поиске упражнений и методик которые бы способствовали психическому и интеллектуальному развитию ребенка.
Темочки:
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения, нейроигры
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Психология. Работа психолога
- Темочки
В настоящее время одним из самых быстро развивающихся и наиболее интересных направлений является кинезиология.
Кинезиология – достаточно молодое научное направление, возникшее в 60-х годах XX века, как синтез древневосточных учений (философия, медицина) и современных наук (генетика, информатика, кибернетика, психонейрофизиология, психология, медицина, педагогика).
Родоначальником кинезиологии стал американский исследователь и остеопат Джордж Гудхард он разработал концепцию триединства (взаимосвязь мышечного напряжения (тонуса, состояние внутренних органов и систем организма) и назвал ее кинезиологией (1964г.).
В Россию кинезиология пришла совсем недавно. Этот метод привезла Керол Хонц, которая с 1991 по 1997 гг. регулярно проводила лекции и семинары в Москве и других городах.
Я думаю, что вам будет интересно узнать, что впервые кинезиологию стали изучать в России и называлась она Биомеханика человека.
Этот термин употреблял П. Лесгафт уже в начале 1910-х гг. в своих публикациях по курсу физического образования.
Развитие истории изучения двигательной активности в России официально началась с 30-х годов XX века с работ профессора Павлова И. П.
Н. Бернштейн, разработал научную теорию биомеханики, основатель учения о двигательной деятельности человека и животных. Его научный труд «О построении движений», удостоенным государственной премии СССР в 1948 году.
Основатель прикладной кинезиологии в России считается • профессор, доктор медицинских наук Васильева Л. Ф. Заведующая кафедрой мануальной терапии Российского Государственного Медицинского Университета.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, но и позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В результате в организме происходят положительные структурные изменения. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Суть кинезеологических упражнений в том, что различного рода движения стимулируют зоны мозга.
Выделяют следующие виды кинезиологических упражнений.
1. Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.
2. Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
3. Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшают восприятие, развивают межполушарное взаимодействие (слежение, схемы,
4. Телесные упражнения – развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные,непреднамеренные движения и мышечные зажимы («Кулак — ребро – ладонь», «Кольцо», «Ухо-нос» и др.).
5. Упражнения для мелкой моторики рук – стимулируют речевые зоны головного мозга (су-джок шарики, карандаши, сухие бассейны, счетные палочки и пр.)
6. Упражнения для релаксации (снятия напряжения) – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминанием событий и ощущений.
Условия успешного выполнения кинезиологических упражнений :
– упражнения необходимо проводить ежедневно, без пропусков;
– утром или днем;
– упражнения должны проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку;
– требуется точное выполнение движений и приемов;
– упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
– упражнения должны быть интересным, эмоционально — значимым для ребенка и проводятся в игровой форме.
Упражнения можно выполнять как отдельный комплекс, или включать в коррекционно - развивающую деятельность в виде динамических пауз, физкультминуток.
Использование кинезиологических упражнений оказывает положительный эффект на детей с эмоционально-личностными и поведенческими особенностями, улучшает память, внимание, речь, снижает утомляемость, активизируются познавательные процессы.