наталья гальцева
Использование кейс-метода в изобразительной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование кейс-метода в изобразительной деятельности дошкольников
Н. К. Гальцева
старший воспитатель МОУ «СОШ № 61»
(педагог дополнительного образования)
г. Саратов
«Пусть ученик достигает знания не через вас, а через самого себя, пусть он не заучивает науку, а постигает ее сам» провозглашал Жан Жак Руссо. Вторил сказанному и Адольф Дистервег «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить», Альберт Эйнштейн добавлял: «… обучение должно стать переживанием.».Признанные мэтры в различных областях науки, культуры, искусства делятся с нами своими выводами о самодостаточности детей, говорят о необходимости подстёгивания самостоятельности и активности учеников в процессе обучения.
Публикация «Использование кейс-метода в изобразительной деятельности дошкольников» размещена в разделах
Соотнося истинность этих умозаключений с требованиями ФГОС ДО (в целом) и Миссией воспитателя (в частности) можно с уверенностью сказать – в 21 веке как никогда необходимо развивать творчески мыслящую и эстетически развитую личность.
Проблема
Каждый кто в профессии "ведущий ребёнка" «от греческого "paidagogos" задумываются о том, как сделать процесс обучения более результативным и радостным. Не секрет, что обилие игрушек и разных технологий лишает детей необходимости фантазировать, заменять. Зачем, если есть всё необходимое в готовых красочных наборах, компьютерных игры, творческая деятельность и та перестает быть творческой (строят по схемам, вместо рисунков – раскраски). И как следствие - дети боятся выйти за рамки дозволенного и уже кем-то придуманного, боятся строить свою реальность. А ведь еще в прошлом столетии А. Эйнштейн говорил: «Воображение важнее, чем знания. Ведь знание ограничено тем, что мы понимаем и знаем, в той момент, как воображение охватывает весь мир». Предостерегал, что без фантазии не будет развития, ведь воображение не страшится ошибок и противоречий, оно способно усматривать возможности там, где никто их не видит. И все это при минимальной затрате сил и средств.
Изобразительной деятельностью очень важны для реализации этой модели, но без применения современных педагогических технологий, развитие личности ребенка и его творческие способности сводятся к минимуму. Моделировать ситуацию, предвидеть разные варианты развития событий и разрешать возникающие трудности дошкольники учатся, если в игровой форме и через индивидуализацию общения им предлагают решить ту или иную проблему.
Пути решения
Начала практиковать использование кейс – технологии. На занятиях в изостудии предлагаю ребятам осмыслить реальную жизненную ситуацию (процесс обучения увязывается с самой жизнью, дети проходят на занятиях то, что непосредственно видят, слышат и испытывают на себе). Могу предложить ситуацию, взятую из художественной литературы, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, которые необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
Применяемый мной кейс учитывает следующие требования:
Предоставляет возможность интерпретации данной ситуации с точки зрения всех участников обсуждения.
Содержит проблему или конфликт.
Является обозримым и решаемым в условиях существующих временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей дошкольников.
Допускает различные варианты решения.
На практике столкнулась с необходимостью прорабатывать кейс-метод как систему, в которой переплетены другие, более простые методы познания:
- объяснительно-иллюстративный метод,
- метод проблемного изложения,
- моделирование,
- частично-поисковый или эвристический метод,
- исследовательский метод,
- метод классификации,
- методы описания,
- мысленный эксперимент,
- системный анализ,
- репродуктивный метод,
- игровые методы, «Мозговая атака», Дискуссия.
В ходе осмысления и обработки кейса дети активно получают знания, становятся генераторами идей выхода из конфликта, полноправными организаторами интерактивного процесса принятия решений.
Свою деятельность (как педагога) при использовании кейс-метода реализовываю в двух направлениях. Первое – сложная работа по созданию кейса и вопросов для его анализа. Второе – деятельность в НОД, где выступаю со вступительным и заключительным словом, организую деловой настрой, оцениваю вклад детей в анализ ситуации, расставляю акценты, выявляю точные элементы в изображении.
Один из элементов кейс – моделирования (мысленного экспериментирования) хочу вам представить.
Направлен на:
Умение видеть и анализировать варианты сложения возможных художественных образов в условиях неопределенности.
Отработку умения гибко, вариативно и креативно мыслить.
Наработку умений сочетать цвета, компоновать рисунок на листе, выстраивать правильную цветовую гамму.
Развитие образного мышления, умения включаться в коллективное решение сложных задач.
Умение доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, участвовать в дискуссии.
Освоение умения – принимать помощь других.
Отработку навыка дорисовки, прорисовки, пририсовки характерных черт (частей) для видоизменения проблемной (спорной) ситуации и превращения её в узнаваемый образ.
Кому адресован: Детям старшего дошкольного возраста.
Процесс работы в ходе НОД (этапы) :
1 этап: воспитанникам озвучивается кейс для изучения (под кейсом понимается письменное описание ситуации).
Ситуация. После случайно услышанной фразы в разговоре папы с дедушкой… «каждый должен оставить свой след на земле…», девочка задумалась… что же такого интересного в следах, отпечатках?
След от пальчика на запотевшем окне похож на одну виноградинку, отпечаток ладошки напоминает птичку, оттиск ноги в песке можно превратить в морковку, а если я обведу (отпечатаю) предплечье, запястье и кисть руки?
На что же это будет похоже?
А если будет, то как сделать чтобы было очень-очень похоже?
2 этап: дошкольники делятся на группы (3 ряда - 3 команды).
3 этап: характеризуется проблема (какое животное или что вообще может получиться из данной обрисовки).
4 этап: задаются вопросы для диагностики кейса (то есть как воспитанники усвоили данный кейс).
5 этап: предоставить решение в виде рисунка (т. е. нарисовать реальное животное). Фото готовых работ прилагаются.
6 этап: Педагог в конце НОД даёт оценку каждому дошкольнику за работу на занятии.
Вопросы диагностики:
1. выявить основные элементы облика животного (птицы) подходящего под получившийся трафарет: (дети перечисляют, если не могут, воспитатель помогает или на доске вывешивает изображения животных) :
- определённость части тела
- уникальные элементы дополнения облика (рожки, язычок, хобот)
- характерные цвета и рисунки окраса
- особенности питания
- место проживания-обитания
- особенности передвижения
- росто-весовая шпаргалка
2. найти сходства с предлагаемым силуэтом:
идентификационные элементы
животное
птица
Часть тела (голова, шея)
Голова большая, череп вытянутый; широкая, могучая шея; голова 1/4 от тела
Маленькая голова, узкая относительно тела.
Шея длинная, короткая или без шеи вовсе
Уникальные элементы дополнения облика
Рога или рожки; уши (с кисточками); хобот; клыки; большие надбровные дуги; глаза: выпученные, злые, овальные, с узкими зрачками; язык раздвоен; чешуя, ороговелость и т. д.
Широкий, узкий, длинный массивный клюв; хохолок из перьев на голове; ушных раковин нет, или перья, глаза во всю голову.
Возможные и характерные принты окраса
Темный, светлый, в полоску, с пятнами или в крапинку окрас шерсти
темные, светлые, вперемешку (рябь, розовые, разноцветные с определённым узором перья
Особенности питания
Питается травой, мелкими животными, яйцами, листьями деревьев и т. д.
Орехами, зернами, насекомыми.
Место проживания-обитания
Африканская савана, пустыня, полюс Земли в воде, в лесу, на болоте, в скалах, под землёй
В теплых краях, у нас - в России, в зоопарке, на море, и т. д.
Особенности передвижения
Ползает, быстро бегает, прыжками.
По веткам деревьев, стоит на одной ноге, спит голова под крылом, не умеет летать.
Росто-весовая шпаргалка
Очень толстый, самый высокий.
Маленький, больше человека
3. Здесь также задаются вопросы для обоснования выбранных элементов (особенностей) изображения :
Например:
- почему у оленя короткая шерсть? (чтобы не зацепиться за ветки)
- какая функция у клюва птицы? (нос и рот, а иногда рука)
- почему змея показывает язык? (проверяет пространство вблизи себя),
- почему жираф есть только листья с деревьев? (высокий рост мешает есть траву)
- для чего у ящерицы узкое тело? (чтобы прятаться в камнях).
Трансформируемость представленного кейса в возможность применения его элементов в образовательных ситуациях с нравственным, экологическим и социо-культурным аспектом.
Полифункциональность заключается в возможности применения его в познавательной, экспериментальной и речевой
деятельности;
Вариативность данного кейса в возможности периодической смены ситуаций, дидактических, раздаточных и изоматериалов.
«Два мира есть у человека:
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил»
Николай Заболоцкий.