Вера Батакина
Использование камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом все больше возрастает количество детей, имеющих нарушения в речевом развитии. У детей с тяжелыми нарушениями речи страдает формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, относящихся к звуковой и смысловой стороне речи. Кроме этого, у детей отмечается слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объемом движений, недостаточным темпом и переключаемостью. Как известно, уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, поскольку они стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Чтобы научить ребенка говорить, необходимо тренировать не только его артикуляционный аппарат, но и развивать его мелкую моторику.
Публикация «Использование камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Марблс. Игры с камешками
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то процесс обучения и развития ребенка не может проходить без нее. Исходя из этого процесс обучения и развития, несомненно, должен проходить в игровой форме. Работа с ребенком должна быть игровой, эмоционально приятной, разнообразной. Поэтому возникает необходимость в вариативности традиционных и нетрадиционных игровых приемов и средств.
Одним из таких нетрадиционных приемов логопедической работы, позволяющих развивать речь через движения пальцев рук, является применение камешков Марблс. Детей очень привлекают Марблс, поскольку они красивые, яркие, приятные глазу и на ощупь. Работа с ними вызывает у малышей позитивную реакцию и помогает педагогу привлечь внимание ребенка к заданию. Главной целью в использовании камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевую патологию, является развитие мелкой моторики рук в сочетании с речевыми задачами.
Использование камешков Марблс в логопедической практике решает следующие задачи:
1. Формирование правильного захвата камешка двумя пальцами («пинцетный захват»).
2. Развитие сенсорного восприятия и тактильных ощущений.
3. Развитие навыков ориентировки на плоскости и пространственных представлений.
4. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков у детей.
5. Формирование звуко-буквенного анализа слов, закрепление правильного образа буквы.
6. Обогащение словарного запаса, совершенствование лексико-грамматических категорий (согласование прилагательных и числительных с существительными, употребление предлогов, прилагательных, глаголов, наречий).
7. Развитие связной речи, фразовой речи и эмоциональной лексики.
8. Проведение профилактики дисграфии.
9. Работа над дифференциацией цвета, формы, величины.
10. Развитие зрительного внимания, памяти, логического, образного и творческого мышления и воображения.
11. Развитие умения сосредотачиваться, способности доводить начатое дело до конца.
Для реализации задач логопедической работы, предлагается использовать следующие игры и упражнения:
1. Игры на развитие лексико-грамматических категорий: «Сварим варенье», «Посчитай, сколько», «Назови ласково», «Кто за к?», «Что, где находится», «Один – много», «Скажи, где камешек?».
2. Игры для обучения грамоте, развитие фонематических процессов и овладение навыками звукового анализа: «Разбери слово», «Выложи из камешков букву», «Слова-камешки», «Веселые гусеницы» (звуко-буквенный анализ слова, «Необычная буква», «Кривое зеркало», «Найди букву», «Напиши слог (слово)», «Звуковая мозаика».
3. Игры для развития связной речи: «Пройди лабиринт» (пересказ текста, «Создай свою картину», «Чудо-дерево» (закрепление представлений о временах года, «Четвертый – лишний».
4. Игры на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков: «Улитка» (прокатить камешек по лабиринту и назвать все слова с поставленным звуком, «Проговори чистоговорку и выложи узор», «Выложи звуковую дорожку, повторяя поставленный звук», «Заполни слоговую дорожку с поставленным звуком».
Все упражнения и игры могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его моторной и умственной способности, а также заинтересованности в игре. В каждое занятие с ребенком педагог включает одно или несколько видов упражнений (игр). Каждое упражнение проводится несколько раз и может усложняться.
Таким образом, использование в работе камешков Марблс открывает огромное поле деятельности для всестороннего развития детей с тяжелыми нарушениями речи, делает коррекционно-образовательный процесс интересным и увлекательным, поддерживает интерес к познанию.
Литература:
1. Башаева Т. В. Развитие восприятия детей 3-7 лет. Ярославль, 2001.
2. Вольнова Л. Н. Движение-мысль-слово. Пермь, 1999.
3. Степанова М. А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей // Логопед. 2009. №7. с. 62