МААМ-картинки

Использование камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Вера Батакина
Использование камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

С каждым годом все больше возрастает количество детей, имеющих нарушения в речевом развитии. У детей с тяжелыми нарушениями речи страдает формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, относящихся к звуковой и смысловой стороне речи. Кроме этого, у детей отмечается слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объемом движений, недостаточным темпом и переключаемостью. Как известно, уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, поскольку они стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Чтобы научить ребенка говорить, необходимо тренировать не только его артикуляционный аппарат, но и развивать его мелкую моторику.

Публикация «Использование камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то процесс обучения и развития ребенка не может проходить без нее. Исходя из этого процесс обучения и развития, несомненно, должен проходить в игровой форме. Работа с ребенком должна быть игровой, эмоционально приятной, разнообразной. Поэтому возникает необходимость в вариативности традиционных и нетрадиционных игровых приемов и средств.

Одним из таких нетрадиционных приемов логопедической работы, позволяющих развивать речь через движения пальцев рук, является применение камешков Марблс. Детей очень привлекают Марблс, поскольку они красивые, яркие, приятные глазу и на ощупь. Работа с ними вызывает у малышей позитивную реакцию и помогает педагогу привлечь внимание ребенка к заданию. Главной целью в использовании камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевую патологию, является развитие мелкой моторики рук в сочетании с речевыми задачами.

Использование камешков Марблс в логопедической практике решает следующие задачи:

1. Формирование правильного захвата камешка двумя пальцами («пинцетный захват»).

2. Развитие сенсорного восприятия и тактильных ощущений.

3. Развитие навыков ориентировки на плоскости и пространственных представлений.

4. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков у детей.

5. Формирование звуко-буквенного анализа слов, закрепление правильного образа буквы.

6. Обогащение словарного запаса, совершенствование лексико-грамматических категорий (согласование прилагательных и числительных с существительными, употребление предлогов, прилагательных, глаголов, наречий).

7. Развитие связной речи, фразовой речи и эмоциональной лексики.

8. Проведение профилактики дисграфии.

9. Работа над дифференциацией цвета, формы, величины.

10. Развитие зрительного внимания, памяти, логического, образного и творческого мышления и воображения.

11. Развитие умения сосредотачиваться, способности доводить начатое дело до конца.

Для реализации задач логопедической работы, предлагается использовать следующие игры и упражнения:

1. Игры на развитие лексико-грамматических категорий: «Сварим варенье», «Посчитай, сколько», «Назови ласково», «Кто за к?», «Что, где находится», «Один – много», «Скажи, где камешек?».

2. Игры для обучения грамоте, развитие фонематических процессов и овладение навыками звукового анализа: «Разбери слово», «Выложи из камешков букву», «Слова-камешки», «Веселые гусеницы» (звуко-буквенный анализ слова, «Необычная буква», «Кривое зеркало», «Найди букву», «Напиши слог (слово)», «Звуковая мозаика».

3. Игры для развития связной речи: «Пройди лабиринт» (пересказ текста, «Создай свою картину», «Чудо-дерево» (закрепление представлений о временах года, «Четвертый – лишний».

4. Игры на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков: «Улитка» (прокатить камешек по лабиринту и назвать все слова с поставленным звуком, «Проговори чистоговорку и выложи узор», «Выложи звуковую дорожку, повторяя поставленный звук», «Заполни слоговую дорожку с поставленным звуком».

Все упражнения и игры могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его моторной и умственной способности, а также заинтересованности в игре. В каждое занятие с ребенком педагог включает одно или несколько видов упражнений (игр). Каждое упражнение проводится несколько раз и может усложняться.

Таким образом, использование в работе камешков Марблс открывает огромное поле деятельности для всестороннего развития детей с тяжелыми нарушениями речи, делает коррекционно-образовательный процесс интересным и увлекательным, поддерживает интерес к познанию.

Литература:

1. Башаева Т. В. Развитие восприятия детей 3-7 лет. Ярославль, 2001.

2. Вольнова Л. Н. Движение-мысль-слово. Пермь, 1999.

3. Степанова М. А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей // Логопед. 2009. №7. с. 62

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речиИспользование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речи Семинар-практикум дефектологов Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации. Тема: «Использование.

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

Фотоотчет о мастер-классе «Использование камешков Марблс в организации работы по математическому развитию дошкольников»Фотоотчет о мастер-классе «Использование камешков Марблс в организации работы по математическому развитию дошкольников» Мастер-класс по теме "Использование камешков Марблс в организации работы по математическому развитию детей дошкольного возраста" Воспитатель.

Использование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПРИспользование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПР Название: прозрачный арт-мольберт. Назначение (цель использования) прозрачного арт-мольберта: развитие эмоционально-личностной сферы и.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста «Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев…» В. А. Сухомлинский. Оборудование: 1. Камешки Марблс разного цвета, формы,.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 11 февраля 2023 в 23:17
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Вера Батакина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД