Елена Елисеева
Использование изотерапии для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование изотерапии для детей дошкольного возраста, подготовительная групп
Изотерапия - это один из эффективных инструментов в психологической работе, использование, которого даёт ребенку естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления, зрительно-моторной координации. Дошкольный возраст - важнейший период жизни человека, когда формируются основные личностные характеристики, мировоззрение, отношение к себе и окружающим. Ребенок активно познает мир и отражает его в своей естественной деятельности – игре и рисунке. Наиболее яркие возможности для самовыражения детей представляет изобразительное творчество.
Публикация «Использование изотерапии для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Изотерапия в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Актуальность.
В процессе использования изотерапии дети преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность.
Цель. Помочь ребенку начать развивать творческое воображение в своем мире.
Занятия по изотерапии позволяют решать следующие важные педагогические задачи:
1. Воспитательная;
2. Коррекционная;
3. Развивающая;
4. Диагностическая;
5. Лечебная.
Воспитательные.
Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности. Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения со взрослым.
Коррекционные.
Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.
Развивающие.
Благодаря использованию приёмов изо - терапии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
Лечебные:
“Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха.
Занятие с использованием изо - терапии
включает в себя 4 этапа:
1. Этап введение и «Разогрев».
2. Этап изобразительной работы
3. Этап обсуждения
4. Завершение
Слайд 11. Введение.
Введение и “Разогрев”.
Предполагает приветствие и подготовка детей к работе.
• Пальчиковая гимнастика
• Физкультминутка
• Мини – беседа по данной теме.
Фото детей + физкультминутка
«Весёлые зайчата»
Ну-ка, дружно все присели,
Друг на друга поглядели.
И похлопали в ладошки :
Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп.
Что у зайцев на макушке?
- Пляшут весело там ушки.
Раз подскок, два подскок –
Поскакали все в лесок.
2. Этап изобразительной работы.
• Представление и разработка темы, может быть и небольшая дискуссия.
• Учитывая возраст участников, данный этап целесообразно организовать в форме рассказывания или драматизации сказки, игры или путешествия.
Фото + показ беседы.
3. Этап обсуждения
Обсуждение - это рассказ или комментарии участников о своей изобразительной работе. Они не просто описывают то, что нарисовано, но обычно стараются сочинить сказку или рассказ об изображенном персонаже.
4. Завершение
Завершение занятия. Предполагает подведение итогов, усиление положительного эмоционального переживания.
Варианты завершения занятия:
• «Подари улыбку»
• «Я хочу подарить тебе…»
• «Подари тепло своего сердца»
Результаты.
Дети с удовольствием посещают занятия и бережно относятся к своим произведениям.
Интересно отметить, как проходило освоение детьми новых материалов. Замкнутые, стеснительные дети с осторожностью прикасались к краскам, но, глядя на остальных, преодолевали свою неуверенность и к концу занятия действовали свободней.
Сравнивая высказывания детей при обсуждении в начале и конце года, можно отметить, что они стали более развернутые и осознанные. Большинство не испытывали затруднений в сочинении сказок по собственным произведениям. Даже те, кто по началу не мог вообще ничего сказать, сочиняли короткие рассказы и могли ответить на вопросы по своему рисунку.
С помощью изо- терапии дети преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность, и улучшается психологический климат в коллективе.