Ольга Бейко
Использование интеллектуальных карт для организации познавательно-речевой деятельности для детей 5–6 лет с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Использование интеллектуальных карт для организации познавательно-речевой деятельности для детей 5–6 лет с ТНР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №12 «Ладушка» города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район
«Использование интеллектуальных карт для организации познавательно - речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Семинар- практикум для родителей
Подготовила воспитатель : Бейко О. Н.
2022г.
Цель: повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования ; создание оптимальных условий взаимодействия в образовательном процессе родителя и ребенка.
Задачи: познакомить родителей с особенностями, возможностями и достоинством использования интеллектуальных карт в развитии детей. работы с использованием метода
Добрый день, уважаемые родители!
Хочу вас познакомить с уникальным методом, который мы детьми используем в совместной познавательно-речевой деятельности. А звучит он так: " Использование интеллект -карт в познавательно - речевой деятельности детей с ТНР"
Коротко расскажу историю этого метода.
Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mindmaps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты". В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Как это работает? Ученые выяснили, что умение человека находить решения в различных учебных и жизненных ситуациях связано не с количеством знаний в его голове, а с количеством связей между этими знаниями. Данный метод как раз направлен на то, чтобы создать это множество связей у ребёнка.
Достоинства заключаются в том, что освоить интеллект -карту способны дети с разными возможностями и тяжелыми нарушениями речи в том числе. Интеллект – карта универсальна в применении, доступна для детского восприятия. Она помогает детям выстраивать последовательность своих действий, запомнить (вспомнить) логические цепочки событий, доступна, легка в работе, не требует длительной подготовки к применению и большого количества материала.
Составление интеллект - карты предполагает использование графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).
Можно выделить примерные правила к составлению интеллект – карты :
-Главная идея обводится в центре страницы.
-Лист располагается горизонтально.
-Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
-Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении, используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
-Каждая мысль обводится.
-В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
-Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.
Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы. Для этого нужно просто добавлять всё более мелкие веточки к общему «дереву» карты. Именно в этом и заключается движение от общего к частному: в центре находится общее – тема (её сразу видно, а во все стороны от этой ключевой записи идут более мелкие темы и данные по мере уменьшения их общности.
Предлагаю вашему вниманию интеллект -карты созданные с детьми по некоторым лексическим темам.
По итогам изучения той или иной темы (в нашем случае это такие темы, как: "Грибы", "Домашние животные", "Кубанское подворье", "Дикие животные", "Транспорт", "Живые витамины") мы с детьми приступали к обобщению полученной информации и знаний (в ходе бесед, ситуативных разговоров, дидактических игр, затем собирали иллюстративный материал и только тогда выстраивали логические схемы по принципу интеллектуальных карт.
Этапы создания интеллект -карт :
1. Сбор материала о предмете или объекте.
Рассмотрим пример создания карты по теме "Грибы"
Создавая карту в данном варианте, мы выделяем главное слово - тему: "Грибы", вспоминаем, обсуждаем все, что знаем о грибах.
2. Составляем примерный план или схему будущей карты.
Вместе с детьми составляем интеллектуальную (умную) карту используя имеющиеся и дополненные знания и информацию по теме "Грибы". Получившийся рисунок наглядно демонстрирует нам пробелы в наших знаниях по этой теме. Далее мы начинаем искать недостающую информацию. Каждой новой информацией мы дополняем нашу карту. Этот вариант создания карты стимулирует детей к творческому поиску, а главное, знания, добытые таким образом, становятся достоянием ребенка, лучше усваиваются, чем если бы их преподнесли в готовом виде.
При создании карт можно использовать игровой метод "Помогатор" (Вопросник)
Например: Что мы знаем о грибах?
1. Где растут грибы?
2. Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные)
3. Грибы двойники.
4. В каких лесных чащах можно встретить боровик, подосиновик.? и т. д.
Сначала это были нарисованные детьми схемы на которых дети самостоятельно изображали центральную картинку (тему интеллектуальной карты) и выстраивали информационные логические иллюстративные цепочки в данной теме.
А затем мы с детьми создавали уже итоговую коллективную интеллект -карту, используя как нарисованные самостоятельно предметные рисунки, так и готовые картинки собранные в рамках той или иной темы, и у нас получились вот такие интеллектуальные карты :
Готовую карту предлагается «прочесть» коллективно, затем и индивидуально. Таким образом, полученная информация систематизируется, обобщается и предстает перед детьми уже в виде готового рассказа, созданного ими самими.
По итогу работы над созданием интелект-карт составляется рассказ. Только это уже не просто традиционный рассказ по предложенной картинке, а рассказ по картинке, созданной самим ребёнком. В этом случае, разница, определённо, очевидна.
И так можно сделать вывод, что работа над создание такой карты способствует закреплению и обобщению материала. Создание такой интеллект -карты может являться итоговой работой по изученным темам. Этот вариант создания интеллект -карты развивает у детей умение выделить главную мысль, припомнить изученное. Пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развивается способность составлять и распространять предложения.
Предлагаю вам воспользоваться нашим с детьми опытом и создать дома интеллектуальную карту по интересующей ребенка и вас теме. при создании интеллектуальных карт вы можете смело проявлять свое творчество и дать свободу мысли и творчества вашему ребенку! Уверенна, такой увлекательные процесс взаимодействия принесет вам много положительных эмоций, а самое главное, в процессе этого увлекательного взаимодействия ваш ребенок получит колоссальный опыт: обобщать имеющиеся знания, добывать недостающие знания, выстраивать последовательность своих действий, запомнить (вспомнить) логические цепочки событий.
И еще повторюсь: что интеллект -карты помогают детям развивать связную, логичную, грамотную речь, а также самостоятельно и ясно излагать мысли, выделять главную из них и запоминать изученный материал.
При построении интеллект карт представления становятся более чёткими и глубокими, а процесс совместной деятельности сближает взрослого и ребенка, обеспечивая при том взаимопроникновение общими проблемами!
Спасибо за внимание!
И Удачи в творческом процессе!