Альфия Адельшина
Использование инновационных технологий в работе с детьми по изучению ПДД в условиях реализации ФГОС до
Использование инновационных технологий в работе с детьми по изучению ПДД в условия реализации ФГОС ДО
Наверное, себе представить современное развитие общества и производства без инновационных технологий. Ребенок нового века совершенно другой! Он с малолетства сталкивается с таким потоком информации, который детям прежних поколений и не снился. Поэтому современные дети более эрудированные, активные, динамичные. Значит и работа с ними должна быть такой же! Поэтому внедрение информационных и инновационных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного мира в целом.
Публикация «Использование инновационных технологий в работе с детьми по изучению ПДД в условиях реализации ФГОС до» размещена в разделах
Таким образом, возрастающая актуальность и практическая значимость, данного вопроса определили выбор темы работы : «Использование инновационных технологий в работе с детьми по изучению ПДД в условия реализации ФГОС ДО».
Объектом работы является социализация детей дошкольного возраста и роль инновационных технологий в формировании новых типов взаимодействия в частности по вопросу безопасности детей.
Предметом изучения является процесс интеграции инновационных технологий и «традиционных» средств деятельности в единый непрерывный комплекс нового содержания образовательной и самостоятельной деятельности.
В связи с этим целью данной работы является создание условий и внедрение современных инновационных образовательных технологий, способствующих более успешному ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения в условиях реализации ФГОС.
В соответствии с объектом, предметом и целью работы определены следующие задачи:
- подготовить подрастающее поколение к жизни в обществе, т. е. в обществе, где значительный удельный вес занимают различные виды деятельности по обработке информации (закреплять и обобщать знания правил дорожного движения);
- повысить компетентность педагогического состава дошкольных учреждений в области инновационных образовательных ресурсов;
- сформулировать предварительные принципы и рекомендации, которые помогут педагогам, родителям в планировании перспективных шагов в данном направлении;
- сделать интеграцию инновационных технологий более эффективной, интенсивной и производительной, обогащенной и усиленной новыми идеями, партнерами, инструментами.
Практическая реализация опыта работы. Для полного эстетического и практического суждения о восприятии и реализации «безопасной дорожной» палитры необходимо:
- взять на вооружение новое естественно - научное понимание целостности и самоорганизации человеческого опыта;
- возродить традиционные идеи, элементы опыта прошлых лет и наполнить их новой жизнью;
- создать основу для плодотворной, творческой деятельности воспитанников;
- создать оптимально благоприятные условия для получения информации;
- внедрить инновационные технологии как средства эффективного, интерактивного, информационного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.
Ведь актуальность данной темы лежит на поверхности, обучение детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах города в наше время актуально и ни у кого не вызывает сомнения. Связано это с тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна нам, взрослым. Жажда знаний, желание открывать что – то новое, ставит наших почемучек перед реальной опасностью, в частности, и на улице. Вот почему уже в детском саду необходимо изучать с воспитанниками ПДД, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения.
Сегодня, в век информационных технологий, образовательная деятельность не должна стоять на месте. Наши дети ждут от педагогов высокотехнологичных приёмов обучения, в противном случае образовательный процесс становится им не интересен, а, следовательно, и не результативен.
С целью более успешного ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения, в своей работе я использую следующие педагогические технологии.
ТЕХНОЛОГИЯ «ТРИЗ»
(ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ)
Цель – развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Эта технология позволяет использовать нам нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека.
В данной технологии я использую метод «мозгового штурма», он состоит в том, что дети сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи и анализируют их.
Игры «Да-нет», «Чего не стало?», «Целое и его части», круги Луллия.
ТЕХНОЛОГИЯ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Цель - формирование самообразовательных возможностей и саморазвития
личности ребенка
Технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно - пространственной среды. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения.
При обучении детей правилам дорожной безопасности широко можно использовать самые разнообразные игры:
• Сюжетно-ролевые игры, Дети разыгрывают проблемные ситуации («Авария на дороге», «Дорожно-транспортное происшествие», «Пешеходы и водители», «Пассажиры автобуса – пешеходы- водители», «Регулируемый перекрёсток» и др.). Дети придумывают сюжет, распределяют роли (вызов скорой, ГАИ, интервью журналиста, опрос инспектором, диктор телевидения ведёт передачу, сообщает о происшествии, даёт советы дорожной безопасности).
• Настольно-Печатные игры. У всех в группе есть макет улицы или села. С этим макетом дети работают постоянно : расставляют дорожные знаки, моделируют дорожные ситуации и сами их разрешают. Выполняют разные задания: помоги пешеходу перейти перекрёсток, найди нарушителей, ведут фигурки пешеходов по безопасному маршруту и т. д.
• Дидактические игры – одно из действенных средств воспитания ума. Игры с готовыми правилами используются как средство развития познавательной активности детей. Особое место отводится играм: «Подумай, выбери, объясни» «Дорожное лото», «Дорожный узелок» (пособие, в него дети собирают дорожные знаки, которые хотят взять с собой) «Сигналы светофора», «Собери дорожный знак» «Найди пару» (разрезанные картинки на две части, «Распредели знаки по группам и др.
• Интеллектуально-познавательные игры Подбор игр объединяется одним сюжетом, тематикой (игры-путешествия, приключения, занимательные викторины др., в которых дети упражняются в выполнении различных заданий. Эта группа игр развивает интеллектуальные качества личности, свойства ума, позволяет приобрести знания. Дети сопереживают друг другу, проявляется чувство гордости, товарищества.
• В играх драматизациях и театрализованных играх, дети учатся общаться, слушать, запоминать, логически мыслить, разыгрывать небольшие сценки, дорожные ситуации.
ТЕХНОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
(Информационно – коммуникативные технологии)
Цель - повышение эффективности образовательного уровня детей дошкольного возраста методом приобретения ими навыков использования информационных технологий; создание стимулирующей среды обучения, способствующей социальному и когнитивному развитию детей.
При организации работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма огромное внимание я уделяю использованию информационно – коммуникативных технологий.
Для этого я :
1. Подбираю иллюстративный и дополнительный познавательный материал к образовательной деятельности, развлечениям и для оформления стендов по ПДД.
2. Создаю презентации для повышения эффективности образовательной деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению ПДД :
- виды транспортных средств, их классификация
- группы дорожных знаков
- участники дорожного движения
- загадки по ПДД
Компьютерные игры развивают быстроту мысли, способствуют закреплению пройденного материала: «Раскраска дорожных знаков», «Викторины». Они преподносятся детям в увлекательной, занимательной форме, с участием героев мультфильмов. Дети получают не только удовольствие, но и обучаются
МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ
Данная технология – это вид современного искусства, который обладает высоким потенциалом нравственно – эмоционального воздействия на дошкольников, оказывает развивающее воздействие на разные стороны развития ребенка, воспринимая художественный текст, ребенок не только подражает герою, но и сопереживает ему, проходит вместе с ним через разные опасности и испытания. Через сравнения себя с героями мультфильма ребенок имеет возможность позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами, уважительно относиться к другим.
МНЕМОТЕХНИКА
- искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Цель - развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления.
В настоящее время использование мнемотехники для дошкольников становится все более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение и речь. Эта технология увеличивает объем памяти детей путем образования дополнительных ассоциаций.
Начинаю вводить с 4-5 лет, когда накоплен основной словарный запас. В результате её использования дети преодолевают робость и застенчивость, у них увеличивается круг знаний о дорожных знаках, о светофоре, о правилах поведения на улице и в транспорте.
Работа с мнемотаблицей состоит из нескольких этапов:
Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней нарисовано.
Осуществление, так называемого перекодирования информации.
После перекодирования осуществляется пересказ правил с опорой на картинки, то есть происходит отработка метода запоминания
Детям дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию мнемотаблиц, поэтому лучше начинать с мнемодорожек.
В дальнейшем, поняв работу с мнемодорожкой, дети легко усваивают мнемотаблицы. При помощи их дети быстрее запоминают дорожные знаки, легко заучивают правила.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Цель - создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Достоинства проблемного обучения:
• Высокая самостоятельность детей;
• Формирование познавательного интереса и личностной мотивации ребёнка;
• Развитие мыслительных способностей детей.
Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, создается новая проблемная ситуация. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.
Помогает понять, насколько опасна данная ситуация и какие безопасные действия необходимо для этого предпринять. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям.
При создании и решении проблемных ситуаций применяются следующие приемы:
– подвожу детей к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения
– излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос
– побуждаю детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Цель – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Что актуально при обучении правилам дорожного движения, безопасного поведения на дороге.
В своей работе, по обучению ПДД, я использую следующие формы организации:
• физкультурные занятия
• подвижные игры
• утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, артикуляционная)
• физкультминутки
• физические упражнения после дневного сна
• физкультурные досуги и развлечения, спортивные праздники
Чтобы работа была более эффективной, осуществляю целенаправленное ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ и стараюсь сделать их своими помощниками в ликвидации дорожной безграмотности у детей. Родители являются главными участниками образовательного процесса в обучении детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. Чтобы работа была более эффективной, в работе с родителями использую :
Информационно - аналитические формы:
• опросы,
• анкетирование
Познавательные формы:
• родительские собрания,
• круглые столы,
• консультации,
• беседы
Досуговые формы:
• конкурсы,
• викторины,
• развлечения,
• досуги по ПДД с участием детей и родителей, инспекторов ГИБДД
Наглядно - информационные:
• оформление буклетов,
• выпуск газет,
• фотовыставки,
• демонстрация видео фрагментов организации занятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хочется отметить, что данная работа позволяет увидеть широкую панораму различных аспектов и подходов к творческой интеграции технологий в инновационное обучение детей дошкольного возраста, а также установить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать технологии в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых моментов, видеозаписей и т. д. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.
Однако, каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии и многие другие, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев, А. П. Правила дорожного движения 2016 с иллюстрациями с самыми последними изменениями / А. П. Алексеев. - М. : Эксмо, 2016. - 160 c.
2. Алексеев, А. П. Правила дорожного движения 2019 с иллюстрациями / А. П. Алексеев. - М. : Эксмо, 2018. - 288 c.
3. Алексеев, А. П. Правила дорожного движения 2016 с иллюстрациями с последними изменениями / А. П. Алексеев. - М. : Эксмо, 2015. - 160 c.
4. Алексеева, Ю. Правила дорожного движения: книжка с наклейками / Ю. Алексеева. - Рн/ Д: Феникс, 2018. - 352 c.
5. Воронкова, Я. О. Правила дорожного движения для малышей / Я. О. Воронкова. - Рн/ Д: Феникс, 2018. - 352 c.
6. Громаковский, А. А. Правила дорожного движения 2016 с примерами и комментариями / А. А. Громаковский. - М. : Эксмо, 2016. - 208 c.
7. Жульнев, Н. Я. Правила дорожного движения 2019 с комментариями и иллюстрациями на 15 мая 2019 года / Н. Я. Жульнев. - М. : АСТ, 2019. - 128 c.
8. Жульнев, Н. Я. Правила дорожного движения для начинающих 2016 (со всеми изменениями) / Н. Я. Жульнев. - М. : Эксмо, 2016. - 304 c.
9. Копусов-Долинин, А. И. Автошкола РФ 2018. Правила дорожного движения РФ. С расширенными комментариями и иллюстрациями / А. И. Копусов-Долинин. - М. : Эксмо, 2017. - 140 c.
10. Копусов-Долинин, А. И. Правила дорожного движения (ПДД) РФ 2018. Официальный текст с комментариями и иллюстрациями (с последними изменениями и дополнениями) / А. И. Копусов-Долинин. - М. : Эксмо, 2017. - 192 c.
11. Лебедев-Кумач, В. И. Правила дорожного движения / В. И. Лебедев-Кумач. - М. : Эксмо, 2018. - 414 c.
12. Приходько, А. М. Комментарии к Правилам дорожного движения РФ с изменениями на 2015 год / А. М. Приходько. - М. : Эксмо, 2015. - 336 c.
13. Приходько, А. М. Комментарии к Правилам дорожного движения РФ с последними изменениями на 2018 год / А. М. Приходько. - М. : Эксмо, 2018. - 636 c.
14. Саулина, Т. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения / Т. Саулина. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c.
15. Старцева, Ю. А. Школа дорожных наук. Дошкольникам о правилах дорожного движения / Ю. А. Старцева. - М. : Творческий центр Сфера, 2016. - 64 c.
16. Субботина, Е. Правила дорожного движения: книжка с накл. / Е. Субботина. - Рн/ Д: Феникс, 2015. - 118 c.
17. Субботина, Е. А. Правила дорожного движения: книжка-гармошка / Е. А. Субботина. - Рн/ Д: Феникс, 2018. - 144 c.
18. Финкель, А. Е. Правила дорожного движения в рисунках (редакция 2016 г.) / А. Е. Финкель. - М. : Эксмо, 2016. - 104 c.
19. Финкель, А. Е. Правила дорожного движения в рисунках: редакция 2019 г / А. Е. Финкель. - М. : Эксмо, 2018. - 448 c.