МААМ-картинки

Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей раннего и младшего возраста

Татьяна Руденко
Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей раннего и младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Сообщение : «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО».

Публикация «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей раннего и младшего возраста» размещена в разделах

На современном этапе в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в дошкольном учреждении, а также с введением государственного образовательного стандарта традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения как по форме, так и по содержанию. Изучение элементов культуры речи общей системе обучения и воспитания влияет на духовный мир ребенка и способствует решению коммуникативных задач в детском коллективе. Ф. Сохин, обобщая взгляды лингвистов и психологов, подчеркивал, что без речевого общения невозможное полноценное развитие ребенка.

В настоящее время перед педагогами поставлены цели в решении следующих задач по развитию речи дошкольников :

- развитие связной речи и речевого творчества детей;

- овладение детьми нормами и правилами родного языка в процессе ознакомления с окружающим миров;

- развитие у детей потребности в общении, как условия для успешной деятельности.

Для реализации поставленных задач педагогам необходимо направить свою деятельность на :

- формирование речи детей через организацию разнообразной деятельности детей (как самостоятельной, так и специально организованной);

- создание условий и организации самостоятельной деятельности дошкольников (игровую, художественно-речевую, продуктивную и т. д.);

- обеспечение ежедневного индивидуального речевого общения с детьми (по его личным вопросам, по литературным произведениям, с использованием малых форм фольклора, по рисункам детей и т. п.);

- проведение организованной образовательной деятельности;

- использование новых инновационных форм.

Основная задача речевого развития ребенка раннего возраста — это овладение нормами и правилами родного языка и развитие коммуникативных способностей.

Судить о начале развития личности ребенка без оценки его речевого  развития невозможно.

Проблема формирования речи у детей раннего возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.  Развитие речи у детей в настоящее время представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ на занятиях по развитию речи. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

Использование в воспитательно-образовательном процессе МБДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.

Инновация – это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей.

Инновационные технологии– это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования, не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия. Это требует новых технологий коммуникативного и речевого развития дошкольников.

В работе с детьми по речевому развитию используются следующие инновационные технологии :

мнемотаблицы,

кинизиология,

биоэнергопластика,

логоритмика,

LEGO- технология

В I младшую группу приходят дети «домашние», у которых не сформированы навыки самообслуживания, у отдельных детей недостаточно развита речь для их возраста. Как известно, навыки самообслуживания формируются под воздействием воспитания у ребенка мелкой моторики рук. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. В работу с детьми необходимо вводить пальчиковые игры, в течение года играть в эти игры, затем постепенно комплексы пальчиковой гимнастики усложнять, в работу с детьми по речевому развитию можно вводить нетрадиционные технологии :

Биоэнергопластика

Биоэнергопластика – это соединение движений речевого аппарата с движениями пальцев рук, синхронное выполнение пальчиковой и артикуляционной гимнастики помогают распределять биоэнергию в организме ребёнка, что в свою очередь развивает мелкую моторику пальцев рук и оказывает благотворное влияние на физическое и речевое развитие детей.

Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными.

Мнемотехника

Мнемотаблицы - служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют : для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Для детей младшего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы.

В нашей группе мы используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.

Кинезиологическая гимнастика («гимнастика мозга»)

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения совершенствуют психические функции (память, внимание, мышление, воображение и т. д., благодаря им формируется быстрота импульсов от руки к центру речи головного мозга, в результате чего активизируется речь детей.

Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений.

Логоритмика

Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. В структуру логоритмических занятий тесно вплетены различные виды музыкальной и речевой деятельности, подчиненные одной цели — развитию речи. Поэтому в своей работе использовала логоритмику.

LEGO - технология

Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников.

При составлении пересказов очень большую помощь детям оказывают модели-иллюстрации, созданные самими детьми. Пересказ не по сюжетной картинке, а по объёмному изображению декораций из конструктора, помогают ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. С помощью данного конструктора дети придумывают свои уникальные истории, составляют рассказы, описывающие реальные ситуации из окружающей действительности и т. д.

В младшей группе возможно использование краткосрочных мини-проектов, которые представляют собой серии образовательных ситуаций : «Прогулка куклы Кати» (подбор верхней одежды и одевание куклы в соответствии с сезоном, подбор игрушек для игр на прогулке, знакомство с правилами безопасности при выходе на прогулку); «Поможем малышам (животным) найти мам» (узнавание, называние и установление соответствия взрослых животных и их детенышей, знакомство с внешними особенностями домашних животных и некоторыми правилами обращения с ними) и др.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в МБДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

Подводя итоги, можно сказать, что вышеперечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей раннего возраста и детей младшего возраста.

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. В современном мире всестороннее развитие детей невозможно.

Физкультурно-оздоровительная работа в группе раннего возраста посредством инновационных здоровьесберегающих технологийФизкультурно-оздоровительная работа в группе раннего возраста посредством инновационных здоровьесберегающих технологий Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

Фотоотчет об организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей младшего возраста «Дары осени»Фотоотчет об организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей младшего возраста «Дары осени» Конспект организованной образовательной деятельности /ООД / по познавательному развитию детей младшего возраста. Тема: «Дары осени: овощи.

Использование инновационных технологий при ознакомлении детей с правилами дорожного движения Соснова Галина Константиновна, МБОУ ПГО «Детский сад №69 комбинированного вида», воспитатель высшей квалификационной категории. [i]Актуальность. [/i].

Использование инновационных технологий в детском садуИспользование инновационных технологий в детском саду Воспитатель групп дошкольного образования\r\nПханаева Клавдия Владимировна Здоровье — дороже золота. Шекспир У. Использование инновационных.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей раннего и младшего возраста
Опубликовано: 12 июня 2024 в 15:24
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей раннего и младшего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Руденко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД