Наталья Кучерова
Опыт работы «Использование инновационных технологий в ОД по речевому развитию детей дошкольного возраста»
▼ Скачать
Речевое развитие дошкольников посредством инновационных и развивающих технологий.
Цель — повысить уровень педагогической компетенции по использованию интерактивных технологий.
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на логопедических занятиях.
Публикация «Опыт работы „Использование инновационных технологий в ОД по речевому развитию детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Сегодня в центре внимания — ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому мы ставим перед собой цель – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Так как необходимым условием развития личности ребенка, его сознания и самосознания является общение со взрослыми и сверстниками, которое связано с инновационными технологиями в организации процесса развития речи детей, поэтому данное направление воспитательно-образовательного процесса нашего ДОУ является приоритетным.
Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Деятельность педагогического коллектива должна быть направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы!
Инновационные технологии развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста.
1. Одним из показателей развития умственных способностей ребенка принято считать богатство его речи. Поэтому, выстраивание работы в условиях перестройки образования требует от педагогов новых подходов, форм и методов работы, использования инновационных технологий и вариативных форм, методов и приемов развития речи детей дошкольного возраста.
В результате занятий с применением современных образовательных технологий, у ребенка-дошкольника снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива.
Инновационные технологии развития речи
— формируют творческие способности, развивают нестандартное видения мира, новое мышление.
Хочу познакомить вас с невероятно интересной техникой под названием Друдлы.
Друдлы – это загадка- головоломка. Рисунок, на основании которого невозможно точно сказать, что это такое. Задача сводится к тому, чтобы увидеть в кляксе самые разные предметы. Единственно правильного ответа нет. Чем больше креативных подписей, тем лучше.
И не обязательно ответ должен быть реалистичным. Ему достаточно быть забавным, интересным и немного похожим не на то, что изображено на рисунке Данная техника не предполагает односложных ответов «Да или нет». Ребёнок просто вынужден рассказать о рисунке так, чтобы раскрыть суть того, что он увидел в этой картине.
— а я использую друдлы для развития диалогического общения, когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую. Если заниматься друдлами в паре со своим ребенком без общения просто не обойтись. Вы стараетесь обговорить линии, фигуры, задаете вопросы: «На что похоже?», «А что ты здесь дорисуешь?», «А какого цвета это будет?». Ребенок отвечает, проговаривает слова, звуки.
На одном из родительских собраний я провела мастер –класс по работе с друдлами. Родители очень заинтересовались. И когда я им показала набор карточек, они предложили что в процессе ожидания в очереди, в автобусе, на транспорте на дальние расстояния вместо телефонов, планшетов давать детям картинки с друдлами.
Одним из важнейших показателей речевого развития ребенка, является развитие связной речи. Только в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспекты, характеризующие речь.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно. Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы :
1. Научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. (Что общего между птицей и бабочкой?Что общего между автобусом и домом) и др.
2. Учить детей фантазировать, изобретать. (Например, придумать новый дом красивый и необычный.)
3. Решать сказочные задачи и придумывать разные сказки с помощью специальных методов ТРИЗ. (Например, «Вы оказались на необитаемом острове, что с вами может случиться)
Изучив теоретические материалы и познакомившись с методами ТРИЗ – технологии, отобрала именно те методы, которые решают задачи формирования монологической речи и начала создавать условия для работы.
Элементы ТРИЗ можно применять во всех образовательных областях, но чаще в таких, как познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, в игровой деятельности, а также в режимных моментах. Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс развития речи и творческого потенциала дошкольников.
Из всего выше сказанного следует вывод: развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Суть модернизации текста в процессе его составления вы видите на слайде.
Из отдельных картинок мобильно составляется несколько различных комбинаций, по которым детки составляют рассказы.