Папки-передвижки

Использование инновационных подходов в образовании дошкольников. Головоломка «Сложи квадрат» по методике Б. П. Никитина (3 фото)

Гульназ Закирова
Использование инновационных подходов в образовании дошкольников. Головоломка «Сложи квадрат» по методике Б. П. Никитина
▼ Скачать + Заказать документы

Использование инновационных подходов в образовании дошкольников. Головоломка «Сложи квадрат» по методике Б. П. Никитина
Фото «Сложи квадрат»
Использование инновационных подходов в образовании дошкольников. Головоломка  по методике Б. П. Никитина - фото

России вряд ли можно встретить семью с детьми, в которой не слышали бы фамилию Никитиных. Педагоги Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины очень много сделали в области воспитания подрастающего поколения и раннего детского развития. В частности, они создали множество уникальных развивающих и обучающих пособий, которые до сих пор, несмотря на то, что прошло уже более полувека с момента их изобретения, не потеряли своей актуальности и практической пользы.

Публикация «Использование инновационных подходов в образовании дошкольников, Головоломка „Сложи квадрат“ по методике Б, П, Никитина» размещена в разделах

Самыми известными из пособий Никитиных являются "Уникуб", "Дроби", а также набор "Собери узор" и, конечно, оригинальный развивающий комплект «Сложи квадрат». Раньше его можно было сделать только своими руками, а теперь Квадрат Никитиных выпускается игровой промышленностью в больших количествах и во всех возможных вариантах.

Принцип игры напоминает сложение пазла – из отдельных разрозненных частей необходимо сложить нечто целое. Этим целым является каждый из 24 квадратов, входящих в состав игры. Квадраты окрашены в разные цвета, а способ их нарезки изменяется от простого к сложному.

Игра обучает самостоятельно мыслить, придумывать, творить. В процессе игры ребенок постигает такие понятия, как часть и целое, активно развивая способности к синтезу и анализу, пространственное воображение, учится комбинировать детали, собирая из них целое, учится вырабатывать алгоритм игры, разбивая сложную задачу на несколько простых этапов.

Уникальность набора «Сложи Квадрат», как отмечал Борис Павлович Никитин, заключается именно в его универсальности. Любой взрослый, занимающийся с малышом, может легко адаптировать это пособие под возраст конкретного ребенка! Ведь у развивающего Квадрата нет одного единственного задания или "правильного" варианта сборки.

Я занимаюсь с воспитанниками группы "Солнышко" собиранием Квадрата Никитина со средней группы. Использую как на занятиях по математике, также в плоскостном конструировании.

Также использую в индивидуальной работе, для закрепления цвета, формы, хорошо развивает ориентировку в пространстве. Хорошо помогает в освоении детьми цифр до десяти и выше, это если вы усложняете игру.

Это игра, действительно, на все времена! Очень интересна, вариативна, можно усложнять и придумывать свои задания.

Главное, чтобы маленький человечек смог самостоятельно сложить квадрат, почувствовать уверенность в своих силах и удовольствие от полученного результата.

С пособием «Сложи квадрат», воспитанники постигают основы конструирования, учатся собирать целое из частей различной формы. Более того! Через Никитинский квадрат ребенок приходит к пониманию того, что он может самостоятельно сложить все, что угодно, тем самым, повышается уверенность в себе! Даже самый фантастический образ, подсказанный богатым детским воображением.

Пособие «Сложи квадрат» Никитина - это тоже плод работы творческого воображения. Наглядная модель движения от простого к сложному, выраженная в простой и доступной маленьким детям игровой форме.

Казалось бы! Совсем несложные составляющие квадрата могут с легкость образовывать сложнейшие логические конструкции. И процесс этот настолько занимателен, что малыш, при предоставляемом мною выборе, практически всегда предпочитает Квадрат Никитина самым ярким и "крутым" игрушкам.

Этот комплект "растет" вместе с ребенком! Постепенно задания усложняю, а набор остается неизменно интересным для своего маленького сборщика. Он готов "кроить и перекраивать" его без устали.

Главная задача - удержаться от активной практической помощи ребенку. Как бы ни велик был соблазн показать и подсказать, от этих действий следует воздержаться. Маленький человечек должен все сделать сам, включить свое воображение, напрячь логику. Да, и не может быть с Квадратом Никитина "неправильного" результата. Ведь в этой развивающей игре результатом является сам процесс.

Ребенок обожает собирать. Все, что угодно! Это его естественная природная потребность, начиная с самого раннего возраста. И чем больше возможностей для сборки будет у малыша, тем лучше. Квадрат Никитина, в этом смысле, незаменимая для детского развития и обучения вещь.

Принцип настольно-напольной игры «Сложи Квадрат», придуманной Борисом Никитиным в соавторстве со своей женой Еленой, достаточно прост. Из деревянных кусков-частей различной формы требуется сложить квадрат. Любой. Какой подскажет воображение ребенка. Побольше, поменьше - не важно. Главное - сложить!

Традиционно Квадрат Никитина подразумевает три уровня сложности.

• 1 уровень – квадрат состоит из 2-3 частей для детей до 4-х лет;

• 2 уровень – квадрат состоит из 3-5 частей для детей до 5 лет;

• 3 уровень – квадрат состоит из 4-7 частей для детей до 7 лет.

Чем выше уровень, тем больше частей предлагается ребенку для фигурного складывания. А авторский образец существует всего один.

Следует отметить, что Квадрат Никитина предлагает детворе поэкспериментировать не только с формой, но и с цветом. Ведь детям предлагаются разноцветные детали для сборки. Таким образом, в игровом развивающем процессе участвуют несколько отделов сенсорной системы в сознании ребенка. И в том числе, те, что "отвечают" за развитие речи и расширение памяти.

Помимо самого пособия, Никитины предлагали схему занятия с ним. Ее можно придерживаться досконально, а можно отойти немного в сторону, импровизировать. На выбор взрослого, который занимается с ребенком. И выбор его должен быть сделан, исходя из возраста малыша, уровня его развития и особенностей характера.

С воспитанниками группы мы придумываем новые задания с "квадратным" набором, пытаемся складывать самые разные фигуры - от привычных геометрических до абсолютно фантастических!

Варианты:

1. Рассортировать по цветам все кусочки картона и разложить на 23 кучки (первый квадрат так и остаётся целым). При этом, ребенок учится различать как цвета, так и их оттенки и, значит, развивает цветовосприятие.

2. Далее, нужно правильно сложить из каждой кучки кусков свой квадрат. Это значит решить 23 задачи постепенно возрастающей сложности. Ведь первые 3 квадрата разрезаны на 2 части, затем 8 квадратов составляются уже из 3 частей, затем из 4 и, наконец, из 5.

3. Постепенно усложняйте задачу. Сначала дайте ребенку детали от одного квадрата. Потом добавьте детали от второго, третьего и т. д. – перемешивайте детали.

4. Когда ребенок научится складывать все квадраты, то можно заинтересовать его игрой «на время».

Дополнительные варианты :

1. Можно сделать акцент на развитии воображения и творческих способностей – предложите ребенку, используя все части, «нарисовать» ими животных, предметы.

2. Предложите ребенку разложить квадраты в последовательности солнечного спектра (радугой, разложить по холодным и теплым цветам.

3. При помощи деталей разных квадратов можно заполнять нарисованные на бумаге силуэты.

4. Познакомьте ребенка с таким понятием, как симметрия. Выложите простейшую фигуру, например, стрелку, и предложите ребенку выстроить свою в зеркальном отображении.

5. Потренируйте память – постройте фигуру, дайте ребенку на нее посмотреть, а потом измените одну деталь, предложив ему найти, что именно изменилось.

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Использование информационных технологий в дошкольном образованииИспользование информационных технологий в дошкольном образовании Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. В статье раскрываются.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование инновационных технологий в детском садуИспользование инновационных технологий в детском саду Воспитатель групп дошкольного образования\r\nПханаева Клавдия Владимировна Здоровье — дороже золота. Шекспир У. Использование инновационных.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Консультация «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования»Консультация «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования» Консультация для педагогов «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования (технологическая.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Головоломка «Собери квадрат»Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Головоломка «Собери квадрат» Данный мастер класс будет интересен педагогам дошкольного и педагогам младшего школьного возраста и родителей. В ДОУ ориентирован для детей.

Опыт «Использование проблемно — поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников» Передовой педагогический опыт «Использование проблемно - поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников» Воспитатель: Цуканова.

Дидактическая игра «Сложи узор» по книге Б. П. Никитина «Ступеньки творчества»Дидактическая игра «Сложи узор» по книге Б. П. Никитина «Ступеньки творчества» В этом году мы набрали малышей. Такие чудесные милые детки и как много хочется им дать. Достали всё что у нас было по возрасту оказалось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование инновационных подходов в образовании дошкольников. Головоломка «Сложи квадрат» по методике Б. П. Никитина
Опубликовано: 2 ноября 2020 в 18:24
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование инновационных подходов в образовании дошкольников. Головоломка «Сложи квадрат» по методике Б. П. Никитина» (включая файлы) размещена пользователем Гульназ Закирова (УИ 543916) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД