Приложение МААМ

Использование инновационных педагогических технологий в дошкольном образовании

Альтеева Олеся Николаевна
Использование инновационных педагогических технологий в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы

Каждая новация представляет собой создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, что приводит к качественным изменениям в окружающей среде. Технология включает в себя различные приемы, которые применяются в разных областях, ремеслах и искусствах. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, а их главной целью является модернизация образовательного процесса. Детские сады разрабатывают новейшие модели по воспитанию и интеллектуальному развитию малышей, отличающиеся от других дошкольных учреждений. Воспитатели используют методики, способы и приемы обучения, полностью соответствующие принятой модели. Современные образовательные технологии в ДОУ становятся все более популярными, и результаты их внедрения будут заметны еще много лет.

Публикация «Использование инновационных педагогических технологий в дошкольном образовании» размещена в разделах

Требования к педагогическим технологиям

Эксперты утверждают, что инновационные технологии в ДОУ не только можно, но и необходимо использовать. Однако педагогическим технологиям, применяемым в образовательном процессе для детей дошкольного возраста, предъявляются строгие требования. Эти требования включают:

1. Концептуальность, то есть основывание воспитательного процесса на научной концепции.

2. Системность – обеспечение полноты и взаимосвязи элементов технологий.

3. Управляемость – возможность ставить цели, планировать процесс обучения и корректировать его по ходу работы.

4. Воспроизводимость – эффективность технологии независимо от личности педагога, применяющего ее на практике.

Современные образовательные технологии в ДОУ должны удовлетворять всем этим требованиям.

Виды технологий :

- Здоровьесберегающие технологии.

- Технологии, связанные с проектной деятельностью.

- Технологии, применяемые в проектной деятельности.

- Информационно-коммуникационные технологии.

- Личностно-ориентированные технологии.

- Игровые технологии.

Здоровьесберегающие технологии – это комплекс инструментов и методов, направленных на поддержание и стимулирование здоровья детей. Эти технологии включают в себя такие направления, как образовательный процесс с соблюдением санитарных и гигиенических норм, диспансеризация, организация физической активности, рациональное питание, контроль психического состояния и психологическая поддержка.

Цель здоровьесберегающих технологий заключается в обеспечении высокого уровня здоровья воспитанников детского сада, развитии валеологической культуры и формировании осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека. Они также позволяют детям решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения и оказывать помощь себе и другим в элементарной медицинской и психологической сферах.

Формы организации работы по здоровьесбережению включают физические тренировки, самостоятельные занятия детей, подвижные и спортивные игры, утреннюю гимнастику, физкультурные прогулки, спортивные праздники и оздоровительные процедуры в водной среде.

На сегодняшний день существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно разделить на три подгруппы:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. Со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, как на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.

Гимнастика пальчиковая с младшего возраста индивидуально, либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время.

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Динамическая гимнастика (бодрящая) – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротералия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Занятия из серии «Здоровье» -1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.

3. Коррекционные технологии.

Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.

Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание.

Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Закаливание - важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:

· закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;

· проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;

· проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;

· сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.

Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ. Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с применением развивающей программы оздоровления, должно привести не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.

Проектная деятельность в ДОУ

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

Использование проекта в дошкольной образовательной практике имеет право рассматриваться как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Кроме того, метод проектов имеет форму интегрированного обучения дошкольников, основывается на индивидуальных интересах детей, таким образом повышая самостоятельную активность воспитанников детского сада.

Использование ИКТ (информационно-компьютерных технологий)

Информационно-компьютерные технологии активно используются как в воспитательно-образовательной, так и в методической работе дошкольного образовательного учреждения. Такие занятия позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка, активизируют внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.

Педагогам – активным пользователям интернета, компьютер помогает получить дополнительную информацию, которой нет в печатном виде, а также разнообразить иллюстративный материал при подборе наглядного материала к занятиям.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

- Предъявления информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

- Несет в себе новый тип информаций, понятный дошкольникам.

- Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание.

- Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.

- Предоставляет возможность индивидуализации обучения.

- Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач.

- В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.

- Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, неожиданные и необычные эффекты.

Познавательно-исследовательская деятельность

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности, как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.

В ходе экспериментирования ребенок познает объект. В практической деятельности осуществляет и выполняет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Метод исследовательского обучения надо понимать как обучение, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) педагогом. В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:

1) ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить; предлагает возможные решения;

2) проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

3) делает выводы в соответствии с результатами проверки;

4) применяет выводы к новым данным;

5) делает обобщения.

Личностно-ориентированные технологии

Персонализированные подходы в образовательных технологиях ставят в центре внимания личность ребенка. Они обеспечивают создание комфортных, гармоничных и безопасных условий для его развития, а также развивают его естественные потенциалы. В данной концепции, личность ребенка не только является субъектом, но также приоритетом. Она выступает в качестве цели образовательной системы, а не средства достижения какой-либо абстрактной цели. Эти технологии также известны как антропоцентрические.

Таким образом, персонализированные технологии обладают антропоцентричностью, гуманистическим и психотерапевтическим направлениями, а их целью является многостороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

В рамках персонализированных технологий выделяются также гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

Технология сотрудничества осуществляет демократичные, равноправные и партнерские отношения между педагогом и ребенком. Воспитатель и ребенок совместно определяют цели, содержание и оценки, работая в состоянии сотрудничества и сотворчества.

Технологии свободного воспитания акцентируют внимание на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в различных сферах его жизни и деятельности. Через выбор ребенок наилучшим образом реализует свою позицию как субъект, двигаясь к результату из внутреннего вдохновения, а не из-за внешних влияний.

Таким образом, все вышеупомянутые технологии в первую очередь направлены на повышение качества образования.

Современные педагогические технологии, такие как сотрудничество в обучении, проектная методика, интерактивное взаимодействие и использование новых информационных технологий, помогают претворить в жизнь персонализированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса в соответствии с их способностями и уровнем развития. Сегодня в центре внимания находится ребенок с его неповторимой личностью и внутренним миром. Поэтому основная цель современного педагога - выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют задачам развития личности.

Современный педагог - это постоянно развивающийся и самообразовывающийся человек, ищущий новые пути развития и образования детей. Все это возможно благодаря его активному подходу и творческому вкладу.

Публикации по теме:

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС. Дидактический синквейн ВОСПИТАТЕЛЬ: Денисова Людмила Анатольевна МБДОУ» Березовский детский сад №3» п. г. т. Березовка 2016 г. Использование инновационных.

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. В современном мире всестороннее развитие детей невозможно.

Использование игровых технологий в образованииИспользование игровых технологий в образовании Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 58 «Белочка» Использование игровых.

Использование информационных технологий в дошкольном образованииИспользование информационных технологий в дошкольном образовании Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. В статье раскрываются.

Использование инновационных технологий в детском садуИспользование инновационных технологий в детском саду Воспитатель групп дошкольного образования\r\nПханаева Клавдия Владимировна Здоровье — дороже золота. Шекспир У. Использование инновационных.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании»Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование инновационных педагогических технологий в дошкольном образовании
Опубликовано: 20 декабря 2023 в 14:46
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование инновационных педагогических технологий в дошкольном образовании» (включая файлы) размещена пользователем Альтеева Олеся Николаевна (УИ 3070166) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД