Чубарова
Использование инновационных кулинарных технологий на лабораторно-практических занятиях
▼ Скачать +Заказ
Использование инновационных кулинарных технологий на лабораторно-практических занятиях - успех становления специалиста высокого уровня
При трудоустройстве к выпускникам СПО работодатели предъявляют высокие профессиональные требования - подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий и оценку результатов своего труда, которая носит комплексный характер и выражается степенью сформированности у выпускника предусмотренных стандартом компетенций.
Инновационный подход на современном этапе развития системы образования является приоритетным направлением, характерным для системы образования в нашей стране.
Публикация «Использование инновационных кулинарных технологий на лабораторно-практических занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Повар, кондитер, кулинар. Конспекты занятий
- Темочки
Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий и методов активного и интерактивного обучения.
После введения новых образовательных стандартов подготовки специалистов для общественного питания, изменился и сам подход к образовательной деятельности. Преподаватели и мастера производственного обучения могут составлять программу с учетом региональной кухни, использовать те направления, которые особо востребованы в нашем регионе и учитывать, при этом, все тенденции современной мировой кулинарии.
К инновационным технологиям в образовании можно отнести: личностно-ориентированное обучение; проблемное обучение; блочно-модульное обучение; метод проектов; дистанционные технологии обучения.
При выборе приоритетной образовательной технологии, для проведения лабораторно-практических занятий, я апробировала почти все ранее перечисленные технологии, но решила остановить свой выбор на личностно-ориентированном обучении.
Личностно-ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения, сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают для обучающего личностный смысл, развивают мотивацию к обучению. Обучение в соответствии с этим подходом предполагает:
-самостоятельность обучающихся в процессе обучения, что зачастую выражается в определении целей и задач курса самими обучаемыми, в выборе приёмов, которые являются для них предпочтительными;
-опору на имеющиеся знания обучающихся, на его опыт;
-учёт социокультурных особенностей обучающихся и их образа жизни, поощрение стремления быть «самим собой»;
-учёт эмоционального состояния обучающихся, а также их морально-этических и нравственных ценностей;
-целенаправленное формирование учебных умений, характерным для того или иного обучающего учебным стратегиям;
-перераспределение ролей учителя и обучающего в учебном процессе: ограничение ведущей роли учителя, присвоение ему функций помощника, консультанта, советника.
Личностным качествам будущего специалиста в настоящее время уделяют особое внимание.
Сегодня преподаватель зачастую выступает в роли компаньона, коллеги, напарника, особенно на лабораторно-практических занятиях.
Но такие взаимоотношения мы практикуем в конце 1 года обучения, так как на начальном этапе обучения студент овладевает основными знаниями, умениями и навыками, изучая профессиональный модуль ПМ. 07 Выполнение работ по профессии Повар. Все практические и лабораторные работы студенты должны выполнять строго по заданию и по заранее выданном у алгоритму.
При дальнейшем обучении, студенты могут самостоятельно разрабатывать технологию приготовления, выбирать методы кулинарной и способы тепловой обработки. Благодаря накопленному опыту и личным качествам возрастает качество и сложность готовых кулинарных изделий.
При освоении профессиональных модулей преподаватели должны строго соответствовать не только ФГОС, а также Стандартам World Skills при подготовке и аттестации повара-кулинара (освоение ПМ. 07). В стандартах World Skills в частности указано, что шкала профессиональных навыков иллюстрирует стадии профессионализма повара, от новичка до главного мастера и выше. Стадии развития профессиональных навыков указаны как «компетентность». Компетентность в данном случае обозначает умение. Таким образом, шкала профессиональных навыков ориентируется исключительно на человеческий потенциал.
Студенты могут оценивать свою работу самостоятельно. Это служит мерилом развития профессиональной компетентности и повышает ответственность обучающегося за овладение знаниями и навыками в процессе обучения. Умение проводить грамотную экспертизу по стандартам World Skills одна из новых целей, которую мы ставим на лабораторно-практических занятиях.
Как объединить на одном лабораторно-практическом занятии эти два направления? Целесообразно проводить урок-чемпионат. Данный вид урока широко практикуется мной при освоении ПМ. 02 и ПМ. 03. При приготовлении сложной горячей и холодной кулинарной продукции каждый студент становится на место шеф-повара, эксперта и кухонного работника. При организации таких уроков-чемпионатов студент попадает в непривычную ситуацию, он должен самостоятельно разработать план работы, приготовить сложное блюдо. При этом он должен правильно управлять кухонным работником, соблюдать правила санитарии и гигиены, техники безопасности. А на следующее занятие тот же студент становиться на место эксперта и обязан провести грамотную экспертизу как объективную, так и субъективную. На третьем занятии данный студент уже выполняет служебные обязанности кухонного работника. Такие уроки-чемпионаты у студентов имеют разный отзыв. Но даже если изначально обучающийся боялся выполнять роль повара, так как он раньше прятался за спины товарищей, что возможно при бригадном методе организации занятий; то после 2-3 уроков у него появляется интерес, а самое главное уверенность в себе. Он начинает видеть в себе профессионала, а это очень важный момент в процессе обучения - воспитать любовь к своей будущей профессии.
Уроки-чемпионаты на лабораторных занятиях применяюся мной с 2018 года, поэтому проанализировать влияние данной методики пока сложно. Но качество обучения улучшилось с 66 до 87%.
Внедрение инновационных образовательных технологий приносит свои изменения в потенциальное развитие личности преподавателя и студента, способствует высокому развитию уровня образовательной деятельности.