Елена Хрычева
Методическая разработка по работе с родителями. «Использование инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Воскресенский детский сад №4 «Рябинка»
Методическая разработка по работе с родителями. «Использование инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников»
Автор работы : Хрычева Елена Юрьевна.
2018год
Публикация «Методическая разработка по работе с родителями, „Использование инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности — один из основных принципов дошкольного образования. Однако не следует забывать о том, что для решения задач ООП ДО большое значение имеет поддержка образовательных инициатив родителей.
Согласно ФГОС ДО взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в т. ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, является одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.
Практика показывает, что взаимопонимание и взаимодействие родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд. Результат его для педагога не столько понимание самим родителем, сколько времени он уделяет ребенку, сколько появление желания принимать участие в его воспитании, учиться играть, содержательно проводить с ним время дома и в детском саду.
К сожалению, часто родители придерживаются мнения, что с момента поступления ребенка в ДОО весь образовательный процесс ложится на педагога. Они интересуются только уходом за ребенком, уверены, что детский сад — место, где воспитатели присматривают за детьми, пока родители на работе.
Кроме того, многие мамы считают, что даже формирование у ребенка элементарных навыков по уходу за собой (умение надевать и застегивать одежду, мыть руки, пользоваться носовым платком) — задача воспитателя, что они отдают ребенка в детский сад, чтобы его там «всему научили». Родители аргументируют эту точку зрения тем, что у работников ДОО соответствующее образование и «им за это платят».
Однако согласно ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Семье принадлежит решающая роль в формировании нравственной позиции человека, которая является стержнем личности
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе корректируется воспитательная позиция родителей и педагога.
/Концепция дошкольного воспитания/
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», Законе «Об образовании в Российской Федерации«, ФГОС ДО,
Суть нового подхода к взаимодействию с родителями заключается в том, что:
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Взаимодействие предполагает также безоценочный стиль отношений, учет личного опыта родителей, доверительность отношений между педагогами и родителями, вариативность содержания, форм и методов образования родителей, способность родителей к рефлексии.
К новым подходам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи относится формирование родительской компетентности.
По мнению известного педагога Л. А. Никитиной, «Надо сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, не отторгал их от детей, а соединил их друг с другом, давая возможности для их богатого и тонкого общения и взаимодействия».
Согласно исследованиям ведущих современных педагогов, психологов и ученых, 86% успешного воспитания ребенка зависит от семьи и только 14% — результат работы детских садов, влияния окружающего мира.
При этом федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, предусматривает оказание помощи родителям в воспитании детей, обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Таким образом, взаимодействие ДОО с семьей должно быть основано на сотрудничестве и при условии открытости детского сада внутрь (у родителей должна быть полная картина о жизни детей в группе) и наружу (у педагогов должна быть информация о семье, условиях воспитания в ней каждого конкретного ребенка).
Заинтересовавшись данной проблемой, учитывая ее актуальность я выбрала направление своей работы.
Цель: поддержка образовательных инициатив родителей
Задачи:
1. Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника
2. Создание дружеской, позитивной атмосферы, общности интересов, эмоциональной поддержки
3. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей
4. Поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях
Ожидаемые результаты нового взаимодействия с родителями
• Развитие компетентности родителей в вопросах воспитания и развития своего ребёнка.
• Повышение информированности об особенностях деятельности в ДОУ.
• Осознанное участие родителей в образовательном процессе.
• Развитие интереса к деятельности собственного ребенка.
Чтобы изменить ошибочное мнение родителей в отношении задач и принципов работы детского сада, а также поддержать их образовательные инициативы и привлечь к образовательной деятельности ДОО, было принято создать единое образовательное пространство посредством разнообразных форм взаимодействия.
Опираясь на накопленный в практике опыт сотрудничества с семьями воспитанников и вовлечению их в жизнь группы, мною используются разные формы взаимодействия, которые способствуют поддержке образовательных инициатив родителей и эффективному включению их в образовательную деятельность.
Инновационные формы взаимодействия с родителями :
- Страничка сайта «День за днем»
-«Родительская почта», групповые газеты
- Семинары-тренинги
- Мастер-классы.
- Семейная гостиная
- Портфолио дошкольника «Семейное»
- Традиция «Встречи с интересными людьми».
- Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках
- Проект «Бабушкины сказки
- Акции «Цвети наш детский сад», «Кормушка для птиц», Благоустройство участка
Остановимся подробнее на некоторых из них
Помимо традиционной доски объявлений, в группе оформляется страничка сайта «День за днем». На ней родители знакомятся с работой ДОУ, с формами взаимодействия с детьми, которые помогают родителям лучше разобраться в вопросах развития ребенка, оценить его достижения, понять сам процесс воспитания.
Есть и «Родительская почта», куда члены семей воспитанников опускают просьбы и пожелания, которые в дальнейшем служат темами для консультаций и родительских собраний, круглых столов по обмену опытом семейного воспитания.
Кроме этого, совместно с родителями было решено выпускать групповые газеты, к праздникам. Инициаторами оформления выступили родители и воспитатель. Цель выпуска газеты — сплочение детско-родительского коллектива посредством совместной деятельности.
В нетрадиционной форме проходят групповые родительские собрания с показом презентаций, включением аудиозаписи с высказываниями воспитанников, а также в форме Семинара-тренинга «А как речь то говорит, словно реченька журчит. Это способствует созданию доверительной атмосферы. Цель родительских собраний не только ознакомительно-организационная. В ходе таких встреч освещаются разные вопросы воспитания и развития детей дошкольного возраста.
В настоящее время родители воспитанников являются активными участниками различных мероприятий, проводимых в группе: Мастер-классы: «Зимняя сказка» «Мамочка, ты тоже маленькой была». Семейная гостиная "Кулинарная книга любимых рецептов обаятельных и привлекательных мам», эти мероприятия сближают не только родителей и детей, но и взрослых между собой.
Традицией стало оформление родителями Портфолио дошкольника «Семейное», на страницах которого они рассказывают о своем ребенке. Портфолио помогает не только педагогу поближе узнать своих воспитанников, но и всем детям группы познакомиться с семьями, традициями и увлечениями других детей.
Кроме того, в группах, начиная с младшей, проводятся «Встречи с интересными людьми», в процессе которых родители знакомят дошкольников со своей работой, сферой деятельности и дают полезные советы по выбору будущей профессии (учитель, пожарный, почтальон и т. д.).
Родители воспитанников являются активными участниками различных мероприятий: совместных досугов, праздников, после участия в которых взрослые, видя результат своего вклада в общее дело, начинают активно проявлять интерес к жизни ДОО, выступать с предложением о помощи, а впоследствии и со своими творческими идеями
Среди эффективных форм взаимодействия можно выделить Включение родителей в проектную деятельность «Бабушкины сказки»на котором раскрывается совместное творчество детей и родителей В ходе реализации проектат родители поддержали педагогов, проявили инициативу и творчество в изготовлении книжек –малышек «Моя любимая сказка»(совместно с детьми) ; приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении. Педагоги группы получили положительные отзывы об организованной в ДОУ выставке детско-родительских работ по теме проекта от детей, родителей, воспитателей из других групп и сотрудников нашего детского сада
В результате проведённых форм взаимодействия, родители стали проявлять активность в организации выставок совместного творчества.
Семьи воспитанников занимаются благоустройством и озеленением территории ДОО, (посадкой деревьев, оформлением клумб и т. д., участвуют в акциях, а зимой сооружают постройки и скульптуры из снега с целью создания благоприятных условий для двигательной активности дошкольников
Однако не все родители осознают значение своего включения в жизнь ДОО, несмотря на масштаб проводимой педагогами работы. Некоторые из них, ссылаясь на усталость или занятость, отказываются участвовать в совместной с детьми деятельности. В таких случаях возникает необходимость использовать нестандартный подход к решению проблемы. Например, можно организовать «Гость группы» где члену семьи предлагается прийти в группу как гостю, чтобы посмотреть со стороны на повседневную жизнь своего ребенка, понять интересы его и других детей. На такое приглашение многие отвечают согласием, ведь от них ничего не требуется, только найти для этого время. В результате таких посещений появляется удовлетворённость родителей достижениями детей, нахождение своего участия и влияния в развитии своего ребёнка, определение родителями новых задач развития ребенка и определение уровня своей родительской компетентности.
Подводя итог, можно сказать, что использование разнообразных форм работы с родителями создает позитивную эмоциональную атмосферу в коллективе взрослых, окружающих ребенка. Родители осознают, что вовлечение в образовательную деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это нужно для развития ребенка. Тем самым начинают проявлять больше инициативы.
Чем лучше налажено общение между семьей и детским садом, тем большую поддержку получит ребенок, тем жизнь его будет полна позитивными впечатлениями, любовью, доверием к окружению.