Жанна Подалинская
Использование информационных технологий в сельской школе
▼ Скачать + Заказать документы
Использование информационных технологий в образовательном процессе сельской школы
Никто не будет оспаривать истину, что быть учителем в современном, быстро меняющемся мире непросто. Время требует идти вперёд, иначе непременно отстанешь. Именно поэтому в образовательном процессе все шире используются информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют повысить мотивацию обучающихся к изучению учебных предметов, построить их индивидуальную образовательную траекторию, формировать информационную культуру всех участников образовательного процесса, а также создавать условия для профессиональной и личностной самореализации педагогических работников.
Публикация «Использование информационных технологий в сельской школе» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Наше учреждение образования не осталось в стороне, мы активно используем информационно-коммуникационные технологии и электронные средства обучения в образовательном процессе, начиная с дошкольного образования.
Конечно же, широкому внедрению информационных технологий способствовал педагогический проект «Создание модели комплексного использования информационных технологий в образовательном процессе», который реализовывался в школе с 2012 года. Анализ сложившейся ситуации на тот момент позволил нам сделать вывод о том, что в школе проведена определенная работа по информатизации образовательного процесса, но существовал ряд проблем: низкий уровень использования информационных технологий из-за недостаточной компьютерной грамотности многих педагогов, недооценка отдельными педагогами необходимости использования компьютерных технологий, диктуемых современными условиями, требовалось постоянное пополнение и модернизация компьютерной базы учреждения, а также недостаточная ИКТ-компетентность обучающихся.
Коллектив понимал, что для решения данных проблем нужно создать свою модель информационного пространства.
Реализация проекта позволила улучшить, в первую очередь, материально-технические условия : имеется широкополосный интернет, локальная сеть обеспечивает доступ в Интернет не только с компьютеров, расположенных в кабинете информатики, но и за его пределами (кабинет химии и биологии, английского языка, библиотека, служба СППС, кабинет заместителей директора, обеспечены персональными компьютерами 4 учебных кабинета. Создан информационно-ресурсный центр, где накапливаются электронные материалы учебного и воспитательного содержания, методические материалы. Имеются необходимые периферийные устройства: мультимедийная установка, принтеры, сканер, цифровой фотоаппарат, видеокамера, микрофоны, акустическая система, а также программное обеспечение по учебным предметам.
В рамках проекта нами проведено порядка 40 методических мероприятий по обучению педагогов. Также педагоги школы большое внимание уделяют самообразованию, являются активными участниками районных семинаров-практикумов, дистанционных мероприятий различного уровня, что позволяет повышать их компетентность в использовании информационных технологий.
Благодаря работе над проектом, учителя школы изучают и используют современные педагогические технологии, электронное программное обеспечение учебных предметов, создают собственные электронные средства обучения, участвуют в научно-исследовательской работе с учащимися, о чем свидетельствуют результаты онлайн-анкетирования:
100 процентов респондентов осознают необходимость применения ИКТ в образовательном процессе и активно применяют их в образовательном процессе,
64 процента учителей используют компьютер для контроля знаний обучающихся, тестирования;
62 процента - для объяснения нового материала или его закрепления;
49 процентов - для проведения проектных работ,
100 процентов - для мониторинга развития обучающихся.
Однако, не все педагоги придают важное значение общению и обмену опытом через Интернет, деятельность по получению, потреблению готовой информации пока все-таки преобладает над деятельностью по отдаче, активному обмену информацией.
В нашем учреждении можно выделить несколько направлений деятельности педагогического коллектива по применению ИКТ: в работе управленческого аппарата; в педагогической деятельности; в работе с обучающимися; в работе с родителями и общественностью.
Педагоги используют презентации, электронные энциклопедии, дидактические материалы, программы-тренажеры, виртуальные эксперименты, программные системы контроля знаний, электронные учебники и учебные курсы, обучающие игры и развивающие программы. Внедряем использование личных мобильных и портативных устройств учеников в образовательном процессе. Наши учащиеся уже оценили такие программы как «Репетитор» по учебным предметам, «Тренажер по ЦТ» и т. д.
Правильное использование ИКТ в образовательном процессе позволяет на новом уровне осуществить дифференциацию обучения, повысить мотивацию обучающихся, обеспечить научность представления практически любого материала, учить самостоятельно, получать знания современным способом, что, безусловно, является условием достижения нового качества образования.
Нам не удалось добиться значительного повышения показателя качества знаний обучающихся, как было предусмотрено в проекте, но нас радуют достижения обучающихся в исследовательской деятельности и творческих конкурсах. Так в 2016/2017 уч. г. результативность выступления команды школьников на «весенней» районной олимпиаде составила 46 процентов, на районной научно-практической конференции – 35 процентов, в районных, областных, республиканских творческих конкурсах – более 70.
Одним из результатов широкого использования информационных технологий в образовательном процессе должно стать появление у обучающихся способности использовать современные информационные технологии для работы с информацией. Они должны уметь искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также распространять информацию в соответствии со своими целями.
С целью определения ИКТ-компетентности обучающихся проведено онлайн-анкетирование обучающихся IX – XI классов, которое показало, что с каждым годом данные компетенции повышаются, а значит, мы можем утверждать, что педагогическим коллективом проводится необходимая работа.
Мы понимаем, что эффективность создания информационной среды в первую очередь зависит от активной позиции руководителей учреждения образования в данном процессе. В учреждении автоматизирована организационно-распорядительная деятельность, электронный документооборот, ведется пополнение и своевременная корректировка базы данных учреждения с использованием специальных программ. Осуществляется компьютерный мониторинг качества образования. Создана медиатека информационных ресурсов образовательной и управленческой деятельности, имеются программные разработки педагогических работников, мотивированных обучающихся.
Образование сегодняшнего дня требует от учителя, а тем более от руководителя умения использовать возможности сетевого взаимодействия для решения образовательных задач. Одним из таких сервисов, который активно используется заместителями директора нашей школы, является Google и одно из его приложений Google Диск. Мы создаем документы онлайн (текстовые документы, презентации, таблицы, формы и т. д.). Google формы очень удобны для сбора различных сведений. Педагоги, ученики в удобное для них время и место заполняют предложенные формы.
Оперативную информацию по итогам четверти позволяет в краткие сроки получить программа «Мониторинг учебной деятельности».
Сбор данных о кадрах, обучающихся, анкетирование участников образовательного процесса, организация рефлексии на методическом мероприятии, педагогическом совете проводятся также с использованием Google форм.
В течение ряда лет не решалась проблема создания школьного сайта, вся информация размещалась на веб-страничке на сайте отдела образования, спорта и туризма. С 1 сентября текущего года создан сайт учреждения. Мы хотим, чтобы сайт был не только «лицом» учреждения в сети, но и площадкой для общения обучающихся, их родителей и педагогов. Родители, заходя на сайт учреждения, могут видеть успехи своих детей, их творческие отчеты, а также фото и видео галерею школьных праздников и мероприятий, получить необходимую информацию о службах школы, задать учителю или руководителям интересующий их вопрос, ознакомиться с нормативными актами, регламентирующими образовательный процесс.
В ближайших планах – использование сайта для организации дистанционных форм обучения обучающихся.
В помощь педагогам на сайте созданы виртуальные кабинеты по учебным предметам, в которых имеется банк данных Интернет-ресурсов по предметам, медиатека информационных ресурсов образовательной деятельности, программные разработки педагогических работников, мотивированных обучающихся. В наших планах осуществить связь имеющихся материалов в единую структуру с помощью гипертекстовой навигации.
Конечно, есть и нерешенные проблемы в реализации проекта. Активное использование компьютерной техники требует ее ежегодного обновления. Используя средства от приносящей доходы деятельности, ежегодно обновляем устаревшую технику, но пока этого недостаточно.
Остается нерешенной проблема формирования информационной культуры еще одной категории участников образовательного процесса - родителей обучающихся. Мы считаем, что информационная культура родителей – действенный фактор интеллектуального развития школьников, их адаптации к современным общественным требованиям, воспитания коммуникативных качеств личности.
Выборочное анкетирование данной категории участников образовательного процесса показало недостаточность сформированности их информационной культуры. Поэтому планируем совершенствовать формы работы с родителями обучающихся по повышению их информационной компетентности.
Таким образом, мы считаем, что педагогический коллектив проводит конкретную работу по внедрению информационных технологий, видит нерешенные проблемы, определяет пути их решения.