Ирина Назарова
Использование ИКТ в коррекционной работе
▼ Скачать + Заказать документы
Использование ИКТ в коррекционной работе
На сегодняшний день поиск форм и технологий для развития коммуникативных способностей, познавательных возможностей очень актуален и своевременен. В ДОУ для детей с особыми образовательными потребностями должна быть организована пространственно-предметная среда для решения коррекционно-развивающих, образовательных, воспитательных задач.
Публикация «Использование ИКТ в коррекционной работе» размещена в разделах
В настоящее время в отечественной педагогике и логопедии в частности, накоплен определенный практический опыт применения информационно-коммуникативных технологий. Между тем данный аспект в коррекционной практике остается актуальной проблемой, т. к. возможности ИКТ для развития и обучения подрастающего поколения часто используется неэффективно или не в полной мере.
Информационно-коммуникативные технологии в ДОУ это видеокамера, интерактивная доска, видеомагнитофон, компьютер, проектор, телевизор, фотоаппарат, принте, сканер, мультимедийная установка.
Приоритеты ИКТ перед старой системой подачи материала
ФОТО, КАРТОЧКИ, КАРТИНЫ ИКТ
Не способны дать дошкольнику представление об окружающем мире Гораздо дешевле, выгоднее
Устаревают физически Легко восстанавливаемы
Хранение требует большого помещения Легко перемещать
Поиск иллюстраций отнимал много времени у педагогов Практически любую иллюстрацию,
даже самую редкую, можно найти в интернете
Но Главная цель при использовании ИКТ – не заменить традиционные средства, а дополнить их.
Необходимо помнить, что ни одна компьютерная технология, как бы ни была она эффективна, не заменит живого общения с детьми. Компьютерные технологии на занятиях не цель, а инструмент педагога, средство, активизирующее коррекционный процесс. Так, применение презентаций, видеороликов на занятиях логопеда позволяет работать с речевым материалом, соотносимым с реальными жизненными условиями, а также моделировать такие ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни.
При внедрении в педагогическую деятельность интерактивных технологий решаются следующие задачи: с одной стороны – у детей повышается мотивация к занятиям, а следовательно, эффективность коррекционной работы; с другой – использование подобных технологий позволяет педагогам расширить собственные возможности, что также отражается на результатах проводимой коррекции
Эффективность занятий и мероприятий повышается при использовании различных наглядных материалов, но современного ребенка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями становится все труднее привлечь и удивить традиционными средствами: картинками, игрушками, разрезными моделями, складными кубиками. Дети, уже знакомые с компьютером, требуют при организации занятий особого внимания и особых средств воздействия.
Мультимедийные презентации позволяют привнести эффект наглядности во все мероприятия детского сада, способствуют более тесной взаимосвязи педагога и ребёнка.
В использовании мультимедийных презентаций учителем-логопедом можно выделить такие плюсы, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.
Для повышения эффективности логопедических занятий используется двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными. Каждый слайд презентации несет большую смысловую и образную нагрузку, позволяющую задействовать правое полушарие, более развитое у детей с речевыми проблемами.
С помощью мультимедийных презентаций проводятся физминутки и зрительная гимнастика.
Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Немаловажное значение имеет и то, что с электронными изображениями можно совершать различные манипуляции (например, исчезновение, появление или вход, делать их ярче, крупнее, перемещать). Что не всегда достижимо при использовании рисунков или иллюстраций на бумаге.
Создан банк электронных образовательных ресурсов: компьютерные логопедические программы, компьютерные обучающие игры, мультимедийных презентаций, аудиоматериал по следующим направлениям работы :
• Формирование произношения.
• Развития фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.
• Формирование лексико-грамматических средств языка.
• Развитие связной речи.
• Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, здоровьесберегающие технологии.
Компьютерные логопедические программы
№ п/п Наименование программы
1 Специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»
2 Обучающая и развивающая игра «Веселые игры для развития речи и слуха»
3 Компьютерная обучающая игра «Веселая читайка»
4 Компьютерная обучающая программа "Баба-Яга учится читать"
5 Компьютерная обучающая программа «Баба –Яга учится считать»
6 Программа говорящая русская азбука Azbuka Pro
7 Детская развивающая игра Домашний логопед. Учимся говорить правильно
8 Мультимедийная игра "Развитие речи. Учимся говорить правильно"
9 Развивающий мультфильм Роберта Саакянца А,Б,В,Г,Д - Учимся читать
10 Азбука для малышей Развивающий мультфильм Роберта Саакянца
13 Серия «Учимся и оздоравливаемся»
Интерактивные развивающие программы включают как простые упражнения так и более сложные. Это позволяет учитывать потребности детей, использовать программы для детей с разным уровнем развития.
Программы просты и удобны в использовании, работа с ними не требует специальной подготовки педагогов.
Привлекательный дизайн и разнообразные упражнения помогают создать игровую атмосферу и вовлечь детей в речевую деятельность.
Кроме интерактивного контента большинство программ содержит разнообразнейшие дидактические материалы, которые можно распечатать и использовать традиционным образом для развития графических навыков, мелкой моторики и зрительного восприятия дошкольников.
При использовании данных технологий педагог, прежде всего, должен руководствоваться Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и режиму работы дошкольных учреждений.
Занятие с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более 1 раза в день и не чаще 3 раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером для детей 5 лет- 10 минут и 6-7 лет - 15 минут. С детьми младшего возраста использовать 2-3 слайда в начале занятия, как игровую мотивацию, проблемную ситуацию и в конце занятия для подведения итога. Для детей старшего дошкольного возраста используется больше слайдов, но с преобладанием других методических приёмов.
Для снижения утомляемости детей необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места : соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности, расстояние до экрана не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них.
Совершенствуя свои практические навыки и одновременно постигая возможности компьютерных программ коррекционные педагоги признают, что информационно коммуникативные технологии расширяют возможности их профессиональной деятельности, в т. ч. при решении коррекционных задач. Поэтому можно с уверенностью сказать, что грамотное овладение педагогами современными интерактивными технологиями и активное их использование является одним из перспективных направлений коррекционной педагогики.
Игры и упражнения на компьютере создают более комфортные условия для успешного выполнения предложенных заданий. Так, у педагога появляется возможность познакомить ребенка с моделями взаимодействия с вымышленными персонажами компьютерной программы, что способствует формированию межличностной коммуникации. Вслед за компьютерными героями дошкольник стремиться говорить правильно, может видеть и контролировать ситуацию, исправлять ее. Он «помогает» героям решать различные проблемы, с которыми впоследствии может сам столкнуться в реальной жизни. На индивидуальных занятиях с использованием ИКТ у детей пропадает негативный настрой, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов при автоматизации и дифференциации поставленного звука, появляется уверенность в собственных силах и желание научиться правильно говорить.
В работе с детьми используют интерактивные пособия, рекомендованные федеральными государственными образовательными стандартами.
Развивающе-коррекционная методика с видеобиоуправлением содержит интерактивные игры, направленные на развитие физических и когнитивных способностей ребенка.
Подобные игры не носят соревновательный характер между участниками, что обеспечивает безопасное игровое пространство.
Важно отметить, что, несмотря на огромное количество игр, презентаций, находящихся в открытом доступе в сети Интернет, не так много практического материала, который коррекционный педагог может использовать сам и предложить родителям без предварительной обработки. Причем имеющийся материал ни всегда соответствует по содержанию дошкольному возрасту или индивидуальным особенностям именно детей вашей группы, часто не учитываются принципы обучения и воспитания детей с задержкой психо-речевого развития.
Поэтому его доработка и расширение является на сегодняшний день актуальной задачей.
Примеры игр.
Использование информационно коммуникативных технологий добавляет много красок, познавательного интереса в занятие педагога.
Индивидуальные различия в развитии детей дошкольного возраста, в том числе и в речевом развитии, могут быть очень велики. Федеральный государственный стандарт предусматривает необходимость обеспечения условий для коррекционной работы с детьми в каждом дошкольном учреждении.
Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно, познавательно и увлекательно детям. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.
Специалистами нашего детского сада с помощью ИКТ разрабатывается наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям и мероприятиям, которое позволяет сделать их более насыщенными, интересными, разнообразными. Общение с персональным компьютером вызывает у ребенка живой интерес, способствует развитию речи, формированию у них познавательной памяти и внимания, логического мышления.
Показ видео с занятия.
Таким образом, электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это повышает мотивационную готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах логопедической работы.
Далее участники семинара-практикума пробуют на практике представленные игры. В конце семинара подводится результативность обмена опытом по использованию интерактивного оборудования.