елена архарова
Использование ИКТ технологий в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ
Е. А. Архарова
В данной статье изучено использование ИКТ технологий в работе педагога- психолога, а также представлены результаты экспериментального исследования по данной проблеме.
Ключевые слова: ОВЗ, девиантное поведение, ИКТ, психические процессы.
Публикация «Использование ИКТ технологий в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми ОВЗ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В современном обществе обозначилась тенденция ухудшения здоровьядетей. Как следствие, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, нуждающиеся в специальных условиях обучения из-за особенностей физического и психического развития.
Так же педагоги и родители всё чаще сталкиваются с агрессивным поведением детей, отсутствием интереса к обучению, неумением общаться в детском коллективе, жестокостью, привлечением внимания различными способами (крики, плохие слова, смешки,упрямство и т. д.).У такого поведения есть чёткое определение.
Девиантное поведение (также социальная девиация, отклоняющееся поведение) –устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихсяобщественных норм.
У детей с ОВЗ возможно проявление девиантного поведения, для предотвращения его появления педагогам необходимоосуществлять коррекционно-профилактическое сопровождение[1, с. 451].
Современные тенденции развития образования диктуют постоянную необходимость в использовании инновационных коррекционных технологий, особенно когда речь идёт о детях с ограниченными возможностями здоровья.
Для качественного усвоения детьми информации, должно соблюдаться главное правило –материал должен быть наглядным об этом говорил в своих трудах Я. А. Коменский[3, с. 53].
К. Д. Ушинский описывал принцип наглядности, предусматривающий не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. Так же, на усвоение ребёнком новой информации влияет мотивация и активность самого ребенка[5, с. 99].
Решая задачи развития детей с ОВЗ, для предупреждения девиантного поведением обратили внимание на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) –это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Средств ИКТ огромное множество. Самыми распространёнными современными устройствами ИКТ являются телефон, компьютер и планшет.
Использование средств ИКТ в организованной образовательной деятельности позволяет повысить мотивацию и активность ребенка, а так же повышает эффективность работы по коррекции нарушений зрительной памяти,концентрации, устойчивости и распределению внимания,логического мышления,пространственных представлений и других психических функций.
Психические процессы – это условное разделение психики на составные элементы, которые позволяют познавать внешний и внутренний мир. Психика выступает в качестве регулятора поведения организма.
Функции психических процессов разделены на три вида.
Познавательные:
• восприятие;
• память;
• мышление;
• ощущение;
• воображение;
• представление;
• речь;
• внимание.
Эмоциональные:
• чувства;
• эмоции;
• стресс;
• аффекты.
Волевые:
• воля;
• постановка цели;
• принятие решения.
Существует взаимосвязь психических процессов, которая выражается, в том, что развитие памяти невозможно без развития внимания, развитие восприятия невозможно без развития памяти и так далее.
Применение ИКТ с детьми с ОВЗ позволяет решить следующие задачи:
• Повышение мотивации к игровой и учебной деятельности;
• Развитие психических процессов: восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения;
• Развитие волевых качеств;
• Развитие произвольной моторики пальцев рук;
• Формирование способности принимать решения;
• Формирование психологической готовности к обучению в школе;
• Индивидуализация и дифференциация обучения.
Движение, звук, мультипликация легко и надолго привлекают внимание детей, что позволяет в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме организовывать коррекционно-развивающий процесс[4, с. 51- 52].
Для решения поставленных задач, наряду с традиционными способами работы, в индивидуальных коррекционных занятиях используютсяинтерактивные игры на развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления.
При организации работы на развития внимательности и наблюдательности, формирования зрительного восприятия, мышления, памяти, усидчивости используются такие игры, как «Найди тень», «Найди различия», Найди такой же» и др., в которых ребенок должен сопоставить несколько предметов, выполнить словесную инструкцию.
В коррекционной работе используютсяинтерактивные игры, разработанные как самостоятельно,так и педагогами дошкольных образовательных организаций, авторов интерактивных игр, например образовательного портала «www.doshkolka.ru».
Эти интерактивные игры разработаны с использованиемпрограмм PowerPoint иPaint.
В интерактивных играх, созданных с использованием программы PowerPoint, дети следуют заданной педагогом инструкции, и шаг за шагом двигаются к результату. Например,игра-тренажер «Части суток» позволяет закрепить названия частей суток, их последовательность. Ребенок вместе с взрослым рассматривает картинки и определяет, что на них изображено. После этого взрослый просит ребенка выбрать картинку с изображением ночи и других частей суток. Потом ребенку предлагается отгадать загадки и выбрать из всех частей суток правильный ответ. Игра «Сосчитай утят» направлена на закрепление состава числа, соотнесение количества предметов с числом. На экране изображены утята и числовой ряд, ребёнку нужно посчитать утят и выбрать правильную цифру. Игра «Кто пропал» развивает зрительную память, внимание, расширяет словарный запас. Перед ребенком появляется несколько картинок и даётся время их запомнить, потом одна из них пропадает, а ребёнку предлагается назвать картинку, которая пропала, и проверить себя[2, с. 125].
В Paintпроводимс детьми игры плана «Четвёртый лишний», где ребёнок может выбрать не только картинку, но и выполнить дополнительное задание (зачеркнуть, закрасить). Это способствует развитию удержания слуховой инструкции, внимания и памяти.
На подгрупповых коррекционных занятиях для привлечения внимания детей, для того, что бы сделать занятие по-настоящему современным, динамичным, разнообразным, интересным, усилить мотивацию ребенка,используютсядемонстрационные материалы в электронном виде (картинки, фотографии, мотивационные ролики (видео, обучающие сюжеты по теме занятия. Для гармонизации состояния ребенка, снятиянапряжения, утомления, повышенияэмоционального тонуса, коррекции отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии, а также для снятия умственной усталости, повышения настроения, концентрации внимания прослушиваются аудио (музыка, песни, стихи, рассказы).
Педагог-психолог – это специалист, реализовывающий комплексную психологическую работу с ребенком – обучающую, развивающую и коррекционную. Такая возможность у него существует благодаря многим условиям и одно из них –это то, что он работает в тесном сотрудничестве с воспитателем. Образовательный процессстроится по единому тематическому плану, для закрепления новой информации педагогом-психологом используются мультимедийные презентации по теме занятия и по теме недели.
Для определения результативности работы проводится диагностика развития психических процессов. В 2021-2022 году было обследовано 12 человек –воспитанники группы компенсирующей направленностидля детей с ТНР.
Исследование проводилось в два этапа. В начале учебного года была проведена входная диагностика по методике Н. Ю. Куражевой «Цветик-семицветик». По результатам диагностики было выявлено 84% детей со средним уровнем развития и 16% детей с низким уровнем развития. Детей с высоким уровнем развития не выявлено.
В конце учебного года выявлено 84% детей с высоким уровнем развития и 16 % детей со средним уровнем развития. Детей с низким уровнем развития не выявлено.
По результатам исследования можно сделать вывод, что использование ИКТ благотворно влияет на развитие психических прочесов и на развитие детей. Воспитанники с большим удовольствием идут на занятия, у них просыпается интерес и любопытство, а так же они быстрее запоминают и усваивают пройденный материал.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бокалина, Н. А. Девиантное поведение дошкольников / Н. А. Бокалина, И. А. Ряскина. // Молодой ученый. - 2019- С. 453.
2. Истратова, О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова. – Изд. 6-е. - Ростов н/ Д:Феникс, 2013.-349 с.
3. Коменский, Я. А. Локк, Д. Руссо, Ж. Ж Песталоцци, И. Г. Педагогическое наследие / В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. – Москва: Педагогика, 1989.-416 с.
4. Справочник педагога- психолога. Детский сад:проф. журнал. № 10 /издательствоЗАО "МЦФЭР" ; гл. ред. Е. В. Богданова. - Москва,2014- С. 78
5. Ушинский, К. Д. О воспитании детей и юношества /К. Д. Ушинский. - Амрита-Русь, 2018.- 212 с.