Светлана Леонова
Использование игровых технологий в системе работы
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игровых технологий в системе
работы по преодолению фонетико-фонематического
недоразвития речи детей дошкольного возраста.
Язык и речь играют важнейшую роль в развитии личности ребенкаОдно и самых распространенных речевых нарушений в дошкольном детстве – это ее фонетико-фонематическое недоразвитие. В литературе имеется немало исследований, посвященных фонетико-фонематическому недоразвитию речи и его коррекции. Это объясняется частотой возникновения этого расстройства у детей, многообразием коррекционных методик, учитывающих особенности проявления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Данная проблема рассматривается в работах Г. В. Гуровец, С. И. Маевской, И. И. Панченко, О. В. Правдиной, Е. Ф. Соботович, М. Ф. Фомичевой и многих других. В своих исследованиях они приводят данные об особенностях речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
Публикация «Использование игровых технологий в системе работы» размещена в разделах
У детей шестилетнего возраста с ФФНР в картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность звуковой ее стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостатки речи при этом не ограничиваются неправильным произношением звуков, но выражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи. Лексико-грамматическое развитие при этом нередко задерживается.
В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка. Игра стимулирует познавательную активность детей, позволяет актуализировать жизненный опыт, в игре между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств для обозначения предметов, действий и отношений, что создает благоприятные условия для речевого развития детей. Высокое развивающее воздействие, которое оказывает игра на все психические процессы ребенка-дошкольника, послужило основанием для ее изучения и использования в коррекционной педагогике. Опыт свидетельствует о необходимости построения комплексной модели речевого развития детей с ФФНР на основе игровых технологий.
В зависимости от задач, стоящих перед логопедом, разнообразные игры могут и должны использоваться как на самих логопедических занятиях, так и между ними. В первом случае игра позволяет дать ребенку необходимые знания о правильной речи и поведении, помогает воспитать необходимые умения и навыки, правильное отношение к социуму, к своему месту в нем и т. д. Во втором случае (между занятиями) игра помогает переключить ребенка с одного вида деятельности на другой, дать ему возможность отдохнуть и в то же время закрепить в непринужденной обстановке те новые навыки речи и поведения, которые воспитываются у него на занятиях.
На логопедических занятиях используются разнообразные виды игр: дидактические («Волшебный мешочек», «Найди ошибку», «Построй домики», «Отгадай букву», «Придумай слово» и т. д.); подвижные, часто применяемых в качестве физкультминуток («Перебеги дорогу», «Найди свой домик», «Собери букет»); творческие (строительные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые («В магазине», «Школа», «Библиотека»).
Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками различных представлений. Дошкольники совершают большое количество действий, учатся реализовывать полученные представления в разных условиях, тем самым повышая прочность и осознанность знаний.
Подобное сочетание можно проиллюстрировать на примере сюжетно-ролевой игры «Библиотека» и организации работы реальной библиотеки в детском саду. В специальном помещении была собрана литература для детей и взрослых, изготовлены формуляры и читательские билеты для воспитанников и сотрудников ДОУ. Открытию библиотеки был посвящен музыкально-литературный праздник. Началу работы предшествовало тесное сотрудничество с районной библиотекой №6 г. Ульяновска: заключение договора о сотрудничестве, экскурсии, викторины и литературные встречи на темы: «Жизнь и творчество К. И. Чуковского» (А. С. Пушкина, С. Михалкова). В результате такой работы значительно обогатилась сюжетно-ролевая игра детей в библиотеку, в их речи появились новые слова, словосочетания, речь стала более образной и эмоциональной.
Важное место в комплексной модели речевого развития детей с ФФНР занимает сотрудничество с родителями воспитанников. Так в детском саду был объявлен конкурс на сочинение литературного произведения и изготовление книги-самоделки на железнодорожную тематику. И дети, и родители с удовольствием приняли роли писателей, поэтов и сказочников, а изготовленные ими книги являются «гордостью» библиотеки нашего учреждения.
На использовании игровых технологий строится и работа родительского клуба «Речь», получившая положительные отзывы родителей. Под руководством педагогов родители осваивают методику проведения различных игр с детьми, а именно: словесные игры «Доскажи словечко», «Волшебная палочка», пальчиковые игры «В гости к пальчику большому», «Пальчики гуляют», игры на развитие общей и мелкой моторики «Хозяюшки», «Волшебные узелочки». Работа клуба способствует повышению интереса родителей к проблемам коррекции речи детей, укреплению социальных связей всех субъектов образовательного процесса.
Таким образом, игра, направленная на всестороннее развитие ребенка, приобретает особое значение в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическими речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей.