Регина Скорых
Использование игровых приемов в работе с детьми при проведении артикуляционной гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Автор-составитель: Скорых Р. Е.,
воспитатель дошкольного образования государственного учреждения образования «Санаторный детский сад №4 г. Рогачева»
Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию силы и точности движений органов, участвующих в речевом процессе, способствует система специальных упражнений артикуляционной гимнастики.
Одной из наиболее важных рекомендаций по проведению артикуляционной гимнастики является ежедневное многократное выполнение артикуляционных упражнений.
В начале работы с ребенком учитель-дефектолог показывает, как правильно выполнять каждое артикуляционное упражнение. Ребенок, глядя в зеркало, пробует повторить упражнение. Постепенно дети начинают делать гимнастику все лучше и лучше, но быстрая утомляемость, неустойчивость и кратковременность внимания, недостаток интереса к организованной деятельности, низкая мотивация снижают детский интерес к ежедневным занятиям, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому крайне важно создать условия для организации динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной деятельности. И тут на помощь приходят игровые приемы, которые делают гимнастику более интересной и совершенно не скучной. Использование игровых методов и приемов позволяет сформировать у детей устойчивый интерес к выполнению упражнений артикуляционной гимнастики и значительно повышает результат коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей.
В настоящее время существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик. Можно проводить артикуляционную гимнастику в сопровождении стихотворных текстов или на основе сказочного сюжета. Применение данных методик позволяет оптимизировать логопедическую работу по формированию правильного звукопроизношения. Интересные истории, сказки и обыгрывание их с помощью артикуляционной гимнастики воспринимаются детьми с большим интересом.
Одной из интересных форм проведения артикуляционной гимнастики является использование биоэнергопластики. Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Движения рук при выполнении гимнастики имитируют движения губ, языка, нижней челюсти. Во время проведения упражнений на руки ребенка надеваются перчаточные куклы. Педагог подбирает комплекс артикуляционных упражнений и объединяет их сказочным сюжетом. Ребенок, слушая сказку, выполняет синхронно движения кистями рук и органами артикуляции.
Еще одним игровым приёмом является использование логопедической лягушки. Игрушка-лягушка приходит к детям на занятие и просит научить ее выполнять гимнастику для язычка. Дети показывают, как нужно правильно выполнять упражнения, а лягушка повторяет движения за ребенком. Сначала лягушкой управляет педагог, а затем можно дать поиграть с ней и ребенку. Вместо игрушки можно использовать нарисованный рот с прорезью и красный носок (язык).
Использование печатных пособий на липучках – еще один из интересных вариантов проведения артикуляционной гимнастики. Например, просим ребенка помочь нарядить ёлочку к Новому году. У ребенка — заламинированный лист с изображением ёлочки. А у педагога — шарики, на которых изображены артикуляционные упражнения. Педагог дает ребенку шарик, ребенок выполняет упражнение, изображенное на шаре и затем прикрепляет шарик на ёлочку. Правильно выполняя упражнения с помощью пособия «Ёжик», дети помогают ёжику заготовить грибы и яблоки. Гримассимус - кроме массы положительных эмоций, настольная игра поможет ребенку в игровой форме потренировать артикуляционные мышцы, формируя основы правильного произношения звуков и мягко корректируя имеющиеся нарушения речи.
Еще один вариант — это игры с прищепками. Ребенку дается круг, разделенный на секторы. В каждом секторе изображение артикуляционного упражнения. Ребенок выполняет упражнения и на выполненные секторы прикрепляет прищепку. Можно подбирать прищепки еще и по цвету сектора.
Можно также использовать пособия по типу «Маршрутных игр». В первом варианте на листах картона крепятся карточки с упражнениями для групп звуков, которые соединены между собой стрелочками. Второй вариант – пособие «К кому пойдём в гости»: на листе картона рядом со сказочными домиками прикрепляются сменные карточки с изображением животных. Каждая карточка соответствует упражнению общей артикуляционной гимнастики. Такого рода пособия удобно использовать в подгрупповой работе, когда дети, по очереди делая ходы с помощью фишек разного цвета, последовательно выполняют упражнения.
Игры со светом — зрелищные и захватывающие, а фонарик доступен и безопасен для детей. Просвечиваем фонариком с задней стороны, выполняем задание. Для игры, можно расставить или спрятать корзинки в сенсорном материале. Например, в песке, крашеных крупах, крашеных макаронах. Работа с сенсорными материалами даст ещё один дополнительный стимул ребёнку.
Для проведения артикуляционной гимнастики можно изготовить и «Кубик» со сменными картинками, что позволяет сделать многократные повторения упражнений менее утомительными: закрыв глаза и слегка подбрасывая кубик или многогранник вверх, дети выполняют «выпавшее» упражнение. Пособие «Кубик» снабжен комплектами карточек с упражнениями общей артикуляционной гимнастики и упражнениями для различных групп звуков. Нужные для занятия карточки можно прикреплять к пособиям и заменять на новые в зависимости от того, какие упражнения отрабатывается с детьми.
Артикуляционная гимнастика может быть одним из самых увлекательных моментов занятия. Достаточно лишь немного фантазии и желания — тогда дети будут с удовольствием выполнять даже уже хорошо знакомые упражнения и не будут скучать и лениться.